Friday, June 6, 2014

12 Сибирская маслодельная кооперация

36. Сбыт продукции
В общем сбыте союзом молпродукции в 24—25 и 25— 26 г. продукция, заготовленная у некооперированного населения занимает незначительное место и проявляет тенденцию к снижению, что подтверждается следующими данными:
Годы и наименование продуктов
Весь сбыт (по заготовит, стоимости)
В том числе продукция, заготовленная] у некоопериров. населения (по загот. стоимости)
% к общему количеству продукции
Примечание

колич.
сумма
колич.
сумма


24-25
Масло
Сыр
185110-17 6294-29
3158063-95
95976-14
1331-05 14-39
22193-87 524-13
0,71 0,23
Алтмолсоюз объединял и Рубцовский округ
25-[2]6
Масло
Сыр
93784-34 13521-14
1498338-52
2142289-51
361-15
6785-27
0,49
Остаток от 24-25 года
См. таблицу № 10.
37. Распределение сбываемой продукции по рынкам сбыта
а) В распределении сбываемой продукции по рынкам сбыта в 25—26 гг. по сравнению с 24—25 гг. произошли существенные изменения. Экспорт к общему количеству сбываемой продукции в силу увеличения пороков масла (плесень) и неблагоприятной конъюнктуры заграничного масляного рынка понизился против 24—25 гг. на 7,54%, что подтверждается следующими данными:
<...>
В 1913 г. (по данным Сибмаслосоюза) комиссия посредникам на внешних рынках не превышала 1-го рубля на пуд, таким образом, против 1913 г. комиссия посредникам повысилась на 139,25%, что подтверждается следующими данными:

380
1927 г.
Уплачено комиссии на 1 пуд масла
нование посредников
1913
1925
%
к 1913 г.
1926 г.
В % к 1913— 1925 гг.     
1913
1925
Раймол-
-76,94
1-07,8
_
1-40,00
союз




 
Сибмас-
-20
-37,65
183,25
-22,16
110,8
58,8
лосоюз


   
Масло-
-71,38
-42,79
_
60,0
центр


 
 
Юнион
-60
_
_



Броккер
-20
-75,18
375,9
-66,5
332,5
88,45
ИТОГО
1-00
2-61,14
261,14
2—39,25
239,25
91,66
38. Распределение сбываемой продукции по ведомствам
а) Все сбываемое масло союзом, как в 24—25 гг., так и в 25—26 гг., идет преимущественно по кооперативной линии, на условиях комиссионной продажи.
Сбыт масла на сторону занимает незначительное место в 24—25 гг. 4,75% и в 25—26 гг. 1,6% и покупатели являются главным образом местными розничными организациями (ЦРК и Госрозница).
В сбыте масла артелями в 24—25 гг. сдача союзу на комиссию составляет 64,58%, госорганам — 29,61%, частным лицам — 2,16% и сдатчикам молока — 3,65%. Точных сведений о распределении по заготовителям продукции 25—26 гг. нет, но степень участия союза выявлена и выражается в 72,93%.
б) Сбыт артелями масла госзаготовителям объясняется главным образом закредитованностью артелей, кроме того, и цены в 24—25 гг. госзаготовители платили значительно выше м[асло] союза.
Сдача масла частным торговцам в общем сбыте занимает ничтожное место и является результатом высоких выплачиваемых частниками цен, которые благодаря разрыву заготовительных и розничных цен на местном рынке имели возможность это делать, кроме того, при сдаче частникам артелям возвращалась тара, которая составляла около 60 коп. на пуд.
<...>

1927 г.
381
45. Влияние транспорта на сбыт молпродукции
а) Участок ж[елезной] д[ороги], находящийся на территории Барнаульского округа, м [асло]хранилищ не имеет, так как таковыми обеспечены сами заготовители.
б) Специальных (изотермических) вагонов на указанном участке для обслуживания потребностей округа вполне достаточно; случаев задержки подачи вагонов не было.
в) Стоимость перевозки масла до главных рынков сбыта (Москва) вполне нормальна и в 25—26 гг. против 24— 25 гг. понизилась на 8%, так, в 24—25 гг. перевозка 1 пуда масла стоила 66,99 коп., а в 25—26 гг. — 61,7 коп. Значительное понижение тарифа произошло при отправке масла для экспорта, так, в 24—25 гг. стоимость перевозки 1 пуда масла до нового порта составляла 1— 37,6 к[оп]., а в 25-26 гг. - только 1-09,3 коп., или 79,43%.
46. Кооперативное управление и его организация
а) В структуре аппарата союза за последние годы никаких изменений не произошло.
Штат союза по отделам на 1/VI-27 г. следующий: правление — 2 чел.
организационно-инструкторский и оперативный отдел — 25 чел.
финансово-счетный отдел — 6 [чел.]
общий отдел (канцелярия) и хозяйственная] часть — 7 [чел.]
[итого] — 40 [чел.]
Алейское отделение — 10 [чел.]
Итого — 50 [чел.]
Примечание: Сравнение штата с 24—25 гг. не показательно, так как в 24—25 гг. Алтсоюз обслуживал Рубцовский и Бийский округа.
б) По социальному происхождению, партийности и коопстажу аппарат союза распределяется следующим образом:

382
1927 г

Социальное происхождение
По партий-
По кооперативному стажу






ности









кащих

кащих

сащих
*идаты
:ащих I


[ащих]

[ащих]

[ащих]

ащих]

>
г-




гии] и кащ
%








X

числу СJ

числу с;

числу с/ 
числу сл
тые]

числу сл
от 1 [до] 3 лет
мелу СЛ]
от 3 [до] 5 лет
жслу СЛ}

|ислу сл\
рабочих
% к общему
крестьян
% к общему
прочие
% к общему
ч[лены] п[ар-партии
% к общему
б[ес]п[артийг
до 1 года
% к общему < 
% к общему i 
% к общему
свыше 5 лет
% к общему ч
7
4,0
29
58,0
14
28,0
16
32,0
34
8
16,0
17
34,0
7
14,0
18
36,0
(Смотри таблицу № 14 по союзу).
в) Штат союза значительно преувеличен и может быть без ущерба для дела сокращен.
На 1/П-27г. в аппарате союза числится 50 человек, в том числе 10 человек в Ал ейском отделении. Для полной нагрузки сотрудников аппарата таковой необходимо довести до 43 человек, сократив в главной конторе зав. страх [овой] частью (возложив работу на финечет), зав. личным столом (возложив работу на делопроизводителя), приказчика материального склада и кассира (возложив работу последнего на 1-го из счетоводов); в Алей-ском отделении: одного счетовода и 1-го кассира (возложив работу последнего на счетовода) и делопроизводителя (возложив работу на машинистку). Кроме того, необходимо урегулировать складское хозяйство так, чтобы иметь возможность держать по 1-му завскладом, как в Барнауле, так и в Алейской, благодаря чему возможно будет сократить аппарат еще на 2 человека.
г) Благодаря усилившейся активности в выборах бедняцких и средняцкий групп крестьянства, правления м [асло] артелей значительно усилились партийцами и бедняками, так, количество партийных членов правлений в 25— 26 гг. против 24—25 гг. увеличилось на 5,9% и бедняков (бескоровных и 1-коровных) — на 4,8%, что подтверждается следующими данными:

1927 г.
383
Таблица распределения членов правления по партийности, коровности и коопсоставу в %% — коопстажу
-
По

По
коровности

По образова-
По кооперативному

партий-







нию


стажу


ности















Наименование должностей Члены правления
ч/п, к/п и членов ВЛКСМ
б/парт.
б/коров.
1-коровн[ых
2—3-коровн[ых]
4—6 коров
7—9 коров
10 и более коров
неграмотн[ых]
м[ало]грамотн[ых]
низшее образование
среднее образование
до 1 года
от 1 [до] 2 л[ет]
от 2 [до] 5 л[ет]
от 5 [до] 10 л[ет]
10 и более лет
24-

















25

















[год]
11,7
88,3
2,3
24,4
58,3
14,3
0,7
0,7
20,8
76,7
1,8
45,4
25
22,2
5,0
2,4
25—

















26

















[год]
17,6
82,4
3,3
28,2
54,9
13,2
0,4
0,4
13,9
84,4
1,3
52,3
19,3
20,4
6,4
1,6
(См. таблицы № 14 по 6 артелям). 47. Изменения в стоимости содержания аппарата
Суммарно расходы союза в 25—26 гг. по сравнению с 24—25 гг. понизились (за счет выделения союза — Рубцовского), но в % отношении к сумме заготовительного оборота значительно выросли, так, в 24—25 гг. все расходы составляли 1—02,4 коп. на 1 пуд заготовительного масла, а в 25—26 гг. — 1—67,9 коп. на пуд масла. Это обстоятельство объясняется главным образом чрезмерной раздутостью штата (в среднем в течение года было 54 человека), который при уменьшении объема работы на 62% (в связи с выделением Рубцовского союза) сократился только на 40% (в 24—25 гг. было 89 ч[ел].), благодаря чему нагрузка (по заготовке масла) на 1-го сотрудника понизилась на 32% (в 24—25 гг. за 12 месяцев — 2300 п[удов], а в 25—26 гг. за 15 месяцев — 1568 п[удов]), а откинув 3 лишних месяца, проработанных в 25—26 гг., нагрузка еще уменьшится.
(См. таблицы №№ 15, 36 и 37).

384
1927 г.
48. Связь с членами и вышестоящими коопорганами
Связь союза с членами (м [асло] артелями) осуществляется главным образом через своих разъездных инструкторов, которые в среднем посещают около 3-х раз каждую артель в год, через съезды, сессии совета и отчетные съезды уполномоченных артелей.
Старш[ий] инспектор СибРКИ Кромин
ГАНО, ф. Р-288, on. 1, д. 373, л. 1, 8-9, 11, 15-16, 20, 30-31, 34—37, 39, 41, 46—48. Подлинник. Машинопись. Подпись — автограф.
№63
Из протокола заседания президиума совета Маслоцентра
г. Москва 7 февраля 1927 г.
<...>1 Слушали:
П. О заключении заграничных договоров на сбыт масла в 1927 г. (докл[адчик] А.А. Тимпко). Постановили:
П. 1. Признать, что, несмотря на общую и благоприятную обстановку за границей и тяжелые условия, в которых происходила реализация масла в истекшем году, новые договора на 1927 г. заключены со значительными улучшениями по сравнению с 1926 г., а именно:
1) понижен процент за реализацию масла по договору с Лонсдейлом и К° с 3'/3 до 3%;
2) увеличено количество до 80 тысяч бочек по финансированию сбытовых операций через Московский] народный] банк и понижен по сравнению с прошлым годом банковский процент по финансированию и оборотной комиссии;
3) расширен договор с Манчестерским обществом оптовых закупок наряду с комиссионной продажей и сторону предоставлению Маслоцентру чисто банковского кредита для сбытовых операций из 6% годовых на 80 ООО боч[ек] на сумму до 5 милл [ионов] руб.;

1927 г.
385
4) улучшен договор с датской фирмой Лунд и Петерсен в отношении уменьшения банковских процентов за финансирование сбытовых операций до 6% годовых;
5) улучшены взаимоотношения с кооперацией за границей;
6) расширен сбыт масла через собственные конторы. 2. Признать взаимоотношения с Берлинской конторой
ненормальными, ввиду чего предложить правлению урегулировать эти взаимоотношения через совет Г.м.б.Х.2 <...>
Подлинный за надлежащими подписями
ГАНО, ф. Р-299, on. 1, д. 358, л. 49—51. Заверенная копия того времени. Машинопись.
1 Опущены четыре вопроса повестки дня: о причинах распространения плесени на экспортном масле в 1926 г. и принятых мерах (докладчики А.П. Юрмалиат, Н.П. Смертин); о распределении займа хозяйственного восстановления (докладчик В.В. Смолин); о переходе на децентрализованный кредит (докладчик П.А. Садырин); о сроке и повестке следующего заседания совета президиума.
2 От немецкого G.m.b.H. — общество с ограниченной ответственностью. Предприятие по производству оборудования и чистящих средств для молочной промышленности, г. Гамбург.
№ 64
Из отчетного доклада секретаря Барабинского окружного комитета ВКП(б) Кузнецова II окрпартконференции 10—14 марта 1927 г.
г. Каинск 11 марта 1927 г.
<...>' Не меньшее место в работе ОК занимали вопросы кооперации. И это вполне понятно, в округе со скотоводческим уклоном такая кооперация, как молочная, в деле развития молочного хозяйства играет первостепенную роль. Прежде всего и необходимо остановиться на молочной кооперации. Кооперировано молочной кооперацией 79,5% дворов, 78,5% коров. В прошлом году считалось, что молочной кооперацией кооперировано 98%
13-3523

386
1927 г.
дворов. Эта цифра была неверной, не проверенной. В результате проверки, учета в части кооперирования населения мы имеет 79,5% кооперированных дворов. 2 маслосоюза объединяют 658 маслоартелей. За последние 3 месяца после директивы ОК было сокращено 90 маслоартелей путем укрупнения их. Эту линию по укрупнению маслоартелей решительно и в будущем надо проводить. При меньшем количестве маслоартелей, при укрупнении их мы получим возможность организационно лучше их обслужить. Диких маслоартелей имеется 46, или 3,9% по отношению к объединенным маслоартелям в союз. В округе имеется 702 маслозавода, из них хорошо оборудованных 140, или 20,5%, удовлетворительных 286, или 41,8% и плохих заводов 257, или 37,7%. Это состояние маслозаводов крайне не удовлетворяет спрос, предъявляемый рынком. Какое место маслосоюзы занимают в заготовках масла? Из всей продукции 477 854 пуда масла маслосоюзы заготовили 48,35%. За 1-й квартал 1926— 1927 гг. — 53,5%. Заготовки частника снизились к нулю.
Как обстоит дело с задолженностью маслоартелей? На 1-е октября 1925 г. долгосрочного и краткосрочного кредита за маслоартелями числилось на сумму 2 123 789 рублей, а на 1-е декабря 1926 г. — 1 567 520 руб., или 73,7% к сумме 1925 г. Это ставит перед нами задачу более решительного сбора задолженности, не подрывая бедняцкие хозяйства деревни.
По молочной кооперации можно сделать четыре вывода:
Первый вывод тот, что организационно молочная кооперация имеет большие недочеты. Слишком большое количество мелких маслоартелей. 658 маслоартелей не дают возможности хорошо их обслужить. И сама система 2-х маслосоюзов в округе тоже затрудняет организационную, руководящую работу. Партийная организация должна повести более энергично работу по укрупнению мас-лартелей. В то же время надо повести работу и по слиянию маслосоюзов. Решение ОК по вопросу слияния маслосоюзов имеется, оно одобрено крайкомом и уже имеется это решение о слиянии обоих собраний уполномоченных маслосоюзов. Дело теперь за практическим проведением, дело теперь прежде всего за укрупнением маслоартелей.

1927 г.
387
Второй вывод тот, что в нашем скотоводческом округе, который составляет 1/4 всех экспортных заготовок масла — слишком еще плохое маслоделие. Необорудованные маслозаводы, грязное производство масла снижают первосортность масла. Необходимо повести более решительную плановую работу по переоборудованию маслозаводов, по улучшению маслоделия.
Третий вывод тот, что за маслоартелями имеется большая закредитованность. Необходимо повести работу по усилению сбора задолженности. В то же время надо поставить дальнейшее кредитование молочного хозяйства в определенные рамки и под строгий контроль.
Четвертый вывод тот, что мы еще недостаточно улучшили выборный состав маслоартелей. В ряде случаев мы имеем влияние кулачества в молочной кооперации. Это ставит перед партийной организацией задачу усиления работы по подбору лучшего руководящего состава в низовой молочной кооперации.
<...>2
ГАНО, ф. П-19, on. 1, д. 158, л. 42—44. Незаверенная копия того времени. Машинопись.
1 Опущено начало доклада: вопросы хозяйственного роста, об особенностях округа, политическом положении, состоянии промышленности и сельского хозяйства (л. 30—41).
2 В конце доклада характеризуется сельскохозяйственная и потребительская кооперация, торговля и заготовки, внутрипартийная работа и общие выводы (л. 45—57).
№ 65
Докладная записка окружного ветеринарного врача заведующему Тарским окружным земельным управлением о болезнях и смертности крупного рогатого скота
г. Тара 9 мая 1927 г.
Настоящим сообщаю, что в Екатерининском районе появилось заболевание крупного рогатого скота ящуром,
13*

388
1927 г.
который зарегистрирован в 2-х селениях с общим числом заболевших в 40 голов.
Эта болезнь была в нашем округе в прошлом году и, очевидно, примет такие большие размеры в нынешнем, так как ящур, раз появившись, в одной местности продолжается до 3-х лет.
Имея в виду, что инструкция НКЗема по борьбе с ящуром предусматривает строгие карантинные меры, ограничивающие как передвижение скота, так и переработку молочных продуктов, необходимо отметить, что эта болезнь может сильно отразиться на продукции сель[ского] хоз[яйства] в сторону снижения. Это будет тем более ощутительно, что у нас в лучшем случае имеется один ветработник на район и естественно, что проведение предупредительных и лечебных мер в сильной степени задержится. Кроме того, при малом количестве ветра-ботников мы не сможем обеспечить более свободное передвижение скота по округу, так как, не зная точных границ распространения ящура, мы вынуждены будем карантинными мероприятиями захватывать возможно большее количество селений. Кроме того, необходимо отметить, что мы будем иметь дело с другими заразными болезнями (антракс, сап, перипневмония), которые являются пока стационарными и постоянно фиксируют внимание нашей малочисленной веторганизации. Если к вышеизложенному прибавить, что ветработники должны отвечать все увеличивающемуся спросу на лечебную помощь, наблюдению за обращающемуся на рынках животных продуктов и уделять внимание санитарной и просветительной работе, то увидим, что надвигающаяся опасность со стороны распространения ящура требует усиленного внимания на борьбу с ней, и в первую очередь, на увеличение количества персонала и обеспечения его средствами передвижения и лечения.
В настоящее время в районах мы имеем 2-х ветеринарных врачей и 8 фельдшеров. В июне месяце мы будем иметь еще 3-х ветврачей — наших стипендиатов.
Кроме этого нам необходимо иметь подсобный персонал из числа студентов в районах: Болыыереченском — не менее 2-х, Муромцевском — 1, Нижне-Колосовском — 2, Евгащинском — 1, Рыбинском — 1, всего 7 человек. По окрбюджету мы можем пригласить двоих практикантов,

1927 г.
389
еще пять человек, как минимум, мы должны пригласить за счет привлеченных средств, по примеру прошлого года, когда нам удалось смягчить удар за счет средств, отпущенных маслозаготовителями. По моему мнению, по примеру прошлого года необходимо на первое время 2 тысячи рублей, так как средств основного бюджета на непредвиденное расширение наших противоэпизооти-ческих мероприятий недостаточно.
Кроме того, нахожу необходимым сообщить, что нынешняя зима дала большой % смертности, особенно среди кр[упного] рог[атого] скота. По данным Госстрах конторы, смертность скота за первое полугодие т. г. выразилась в 1,75%, годовая же обычная смертность по общему стаду составляет 2,5%. Впереди еще самое неблагополучное по падежу полугодие, а посему указанный % смертности очень высок. Особенно много падежа рог[атого] скота в Нижне-Колосовском, Рыбинском и Муромцевском районах.
Из сведений, которые имеются в окрветотделе, и личных опросов районных ветработников, бывших на окр-земсъезде, можно сделать следующие выводы:
1. Скот во всех указанных районах терпит недокорм. Некоторые крестьяне в своих указаниях о причинах смерти и недоброкачественности имеющихся кормов откровенно сознаются в этом. На почве недокорма и недоброкачественности кормов появились хроническое воспаление желудка и кишок. Животное ослабевает, лежит и погибает от пролежней или добивается самим владельцем как невыгодное к дальнейшему его содержанию.
2. Кроме этого бывшая в прошлом году эпизоотия ящура, особенно в Рыбинском р[айоне], оставила последствия — заболевание ног, которое тоже в большом количестве вело скот к гибели.
Щодлинный] п[одписал] окрветврач [А.Д.] Любовский
ГАНО, ф. Р-299, on. 1, д. 486, л. 7—7об. Заверенная копия того времени. Машинопись.

390
1927 г.
№ 66а
Выписка из протокола заседания ЭКОСО РСФСР
г. Москва 14 мая 1927 г.
Слушали: 10. (10-а). Ходатайство НКЗема о расформировании торговой инспекции в заготовительных пунктах и об усилении деятельности инспекции над производством масла (вн. НКЗемом).
Постановили: 1. Поручить НКРКИ в трехмесячный срок по окончании кампании по заготовке масла, совместно с Уральским облисполкомом и Сибирским крайисполкомом, обследовать результаты деятельности торговой и производственной инспекции, о чем доложить ЭКОСО РСФСР.
2. Предложить НКТоргу РСФСР приостановить дальнейшее развертывание аппарата молочно-масляной инспекции.
3. Ликвидировать торговую молочно-масляную инспекцию НКТорга в маслодельческих производственных районах, обслуживающих внутренний потребительский рынок, сохранив инспекцию в крупных потребительских центрах (напр[имер], Москва, Ленинград).
Выписка верна:
На подлинном резол[юция] замнаркома РКИ: «Торгин-спекции, СХИ, спецгруппе договориться, кто будет исполнять и в трехдневный срок сообщить мне срок и порядок исполнения. 6/IV. — Лисицын».
ГАРФ, ф. А-406, оп. 8, д. 81, л. 102. Заверенная копия того времени. Машинопись.

1927 г.
391
№ 666
Письмо заместителя Наркомторга РСФСР в НК РКИ РСФСР о нецелесообразности ликвидации торговой масляной инспекции Наркомторга
г. Москва      13 сентября 1927 г.
Краткое содержание: по поводу предложения РКИ об объединении торговой масляной инспекции НКТорга с производственной инспекцией НКЗема
В НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ РСФСР Торговая инспекция
1) Наркомторг РСФСР считает необходимым указать, что по постановлению ЭКОСО от 14-го мая н.г. НКРКИ должен «в трехмесячный срок по окончании кампании по заготовке масла совместно с Уральским областным и Сибирским крайисполкомом обследовать результаты деятельности торговой и производственной мол [очно]-мас-л[яной] инспекций, о чем доложить ЭКОСО».
Таким образом, в настоящее время, когда заготовка масла еще не закончена и обследование совместно с названными исполкомами не произведено, обсуждение вопроса об уничтожении торговой инспекции преждевременно и по существу поручения, и явно противоречит прямому указанию ЭКОСО. В этом вопросе должен быть выслушан голос работников с мест, тем более, что инициатива правительственного бракеража исходила от них.
2) по существу вопроса НКТорг решительно возражает против изъятия из его ведения торговой масляной инспекции. В буржуазных государствах действительно контроль молочных продуктов находится в ведении министерств земледелия. Но там цены устанавливаются свободной игрой рыночной стихии. В СССР регулирование цен лежит на Наркомторге. Но регулирование цены состоит из определения рыночной цены и из определения качества; это — две половины одного и того же акта. Поэтому сколько-нибудь правильное регулирование цен невозможно без определенного и однообразного определения качества оцениваемого товара на всем пространстве РСФСР. Поручить определение рыночной цены од

392
1927 г.
ному ведомству, а определение качества передать другому — значит лишить НКТорг возможности уверенного регулирования цен и создать повод для междуведомственных пререканий, вызвать тот разнобой, для избежания которого предлагается реформа.
Но разнобой в данном случае не ограничится ведомственной перепиской, а может сопровождаться крупными потерями для государственного казначейства, так как оно выплачивает заготовителям убытки от заграничных операций.
3) Для Наркомторга РСФСР совершенно непонятны мотивы, побуждающие торговую инспекцию РКИ настаивать на изъятии торговой молочно-масляной инспекции из ведения НКТорга. Инспекция РКИ в своей записке в коллегию НКРКИ весьма лестно характеризует результаты деятельности торговой молочно-масляной инспекции, приведя ряд фактов благоприятного влияния ее на торговлю, на цены и на поднятие маслоделия вообще. Лестный этот отзыв целиком должен быть отнесен на долю торговой молочно-масляной инспекции, так как в июле, во время поездки по Сибири инспекции РКИ в комиссии по борьбе с плесенью, не была даже закончена организационная сторона инспекции производственной (не было разъездных денег или они только что были изысканы); и притом 38 человек производственных инспекторов на несколько тысяч заводов не могут вообще оказать существенного влияния в течение 1—3 мес. работы.
Если столь значительные результаты отмечаются уже на 5-ый месяц работы торговой инспекции (официальный срок начала деятельности правительственной инспекции — 1 марта), то, казалось бы, такую организацию нужно только приветствовать и всеми силами поддерживать, тем более, что из теневых сторон у организации инспекции РКИ указала только такие весьма неопределенные моменты, как «разнобой руководства» и «препятствие к четкой работе».
В действительности для разнобоя в руководстве своими инспекторскими организациями у НКТорга и НКЗема по мере более определенного разграничения функций не остается места. Хлебная инспекция, имея дело с хлебом как с товаром, не имеет надобности вмешиваться в деятельность агрономических организаций НКЗема, как и

1927 г.
393
НКЗем — в деятельность хлебной инспекции; между ними нет разнобоя. Так же и масляная инспекция имеет дело с маслом как товаром, вывезенным на рынок, а производственная инспекция НКЗема имеет дело с заводом, с молоком, сливками и с маслом во время его производства на заводе. И если бы еще оставались какие-либо функции, недостаточно разграниченные, то устранить это не трудно без ломки организации, оказавшейся столь полезной, тем более, что разнобоя на местах нет, и его не отмечает и РКИ.
Между тем, серьезный разнобой между ведомствами, в силу лежащей на Наркомторге обязанности регулировать цены, почти неизбежен в случае передачи масляной инспекции НКЗему.
Второй недочет в существующей организации масляной инспекции РКИ находит в том, что торговые инспектора слабо загружены работой в зимние месяцы. Это верно. Но, во-первых, нужно считаться с тем, что летом они переобременены и нередко работают по 12—14 час. в день. С таким напряжением нельзя работать круглый год. Во-вторых, хотя заводы работают в среднем 8'/2 — 9 мес, но на более крупных заводах работа не прерывается и подвоз масла для экспертизы происходит во все месяцы года. В-третьих, использовать инспекторов торговой масляной инспекции для работ, какие возможны на маслозаводах в наиболее глухие месяцы — ноябрь, декабрь, январь — возможно и без перевода инспекции в ведение НКЗема. Пример такого использования уже и был в Сибири, и Наркомторг против такого использования не возражает. Конечно для разъездов их должны быть изысканы средства. Кроме того, и производственная инспекция в зимнее время не нагружена работой в полной мере вследствие закрытия многих заводов. В-четвертых, необходимо иметь в виду, что оставлять заготовительный пункт без торгового инспектора, значит предоставить экспертизу масла заготовителям, у которых экспертов, как правило, в настоящее время нет. Но даже при наличии экспертов оценка ими масла обычно слишком повышена, почему заготовительные пункты с экспертизой заготовителей стягивают к себе масло из других районов. В масляной торговой инспекции имеются цифры о средней за месяц переоценке масла по таким пунктам на 4 и 7 баллов

394
1927 г.
сравнительно с оценкой инспекторских пунктов. Если за месяц в отсутствие инспектора будет доставлено только 70 бочек масла, то переплата за него при подобной оценке составит от 130 руб. до 240 руб., т.е. больше, чем инспектор получает за месяц жалования.
Таким образом, вместо мелких недочетов, отмеченных в существующей организации в первые месяцы ее существования, недочетов, легко устранимых и не отзывающихся на практической работе инспекции, предлагаемая реформа может вызвать серьезные междуведомственные трения в центре (регулирование цены и оценка качества масла) и может увеличить суммы расходов на покрытие убытков от экспорта.
Кроме того, если правительственная экспертиза будет часто заменяться частной экспертизой заготовителей, обыкновенно ненормально повышенной, то создадутся совершенно нежелательные трения между артелями и инспекцией.
4) НКЗем уже не первый год стоит на той точке зрения, что браковка масла с торговыми целями не нужна, а нужна производственная и только производственная инспекция (письма НКЗема от 22/VI-1926r. №614/ск и от 20/IV-27r. №614/ск).
При таком отношении ведомства к браковке масла едва ли можно сомневаться, что передаваемая инспекция не будет пользоваться в НКЗеме тем вниманием, каким она пользуется в НКТорге и какого она заслуживает по приносимой ею пользе.
5) Для нормальной работы инспекции совершенно необходимы три условия: а) специализация маслоэкспер-тов на своем деле, б) единое руководство инспекцией на всем пространстве РСФСР из одного центра, в) независимость экспертизы от влияния заинтересованных лиц и организаций.
Между тем, записка торговой инспекции НКРКИ вопросу о специализации инспекции не придает никакого значения. «Производственная инспекция... сможет выполнять с большим успехом функции обеих инспекций», — говорится в записке. Если у НКЗема будет такая постановка дела, что производственные инспектора будут и экспертами, то несомненно правительственная экспертиза масла потеряет всякое значение и ценность.

1927 г.
395
Провести в надлежащей степени централизацию в руководстве инспекцией для НКЗема будет трудно, если вообще возможно, в силу построения его аппарата на основе децентрализации.
Наконец, третьей необходимое условие авторитетной экспертизы — независимость от влияния заготовителей и производителей — в НКЗеме для инспекции менее обеспечено, чем в НКТорге, так как на местах существует довольно тесная персональная связь заготовителей с органами НКЗема. Между тем, и теперь заготовители стремятся оказать давление на торговую инспекцию с целью повысить балловую оценку не в соответствии с качеством масла. Противодействие этим стремлениям со стороны местных органов НКЗема если и будет, то, естественно, будет слабее, чем в органах НКТорга. А правительственная экспертиза, если она не будет беспристрастной, не только бесполезна, но положительно вредна для дела.
По всем этим соображениям НКТорг РСФСР считает нецелесообразным рисковать судьбой организации, оказавшей уже за короткий срок своего существования глубокое и благотворное влияние на наше маслоделие, и потому решительно высказывается против изъятия ее из его ведомства.
Зам. наркомторга РСФСР Чухрита
ГАРФ, ф. А-406, оп. 8, д. 81, л. 73—74. Подлинник. Машинопись. Подпись — автограф. Л. 73 — на бланке Народного комиссариата торговли РСФСР с номером и датой исходящей регистрации.
№ 67
Доклад Межведомственной комиссии по борьбе с плесенью на коровьем масле
г. Москва 29 июля 1927 г.
НАРКОМТОРГУ РСФСР
Междуведомственная комиссия по борьбе с плесенью на коровьем масле в результате работы в районах промышленного маслоделия — Сибири, Урала и Казакстана,

396
1927 г.
признавая в основном оправдавшимися данные, изложенные в тезисах Наркомторга РСФСР от 10/VI-c.r., в дополнение к ним считает необходимым выдвинуть следующие положения:
1) Изучение вопроса о причинах развития плесени приводит к выводу, что одним из самых больших источников развития ее являются заводы. Состояние заводов, складского хозяйства и льдохранилищ при них с очевидностью доказывают, что при таком положении, в котором они находятся (технические и в силу этого санитарное состояние), борьба за качество продукции на маслозаводах не даст реальных результатов, впредь до переоборудования и новой перестройки заводов; так называемое мартовское обследование 2180 заводов в Сибири показало, что до 50% заводов подлежат сносу, как источник заражения плесени на масле.
2) 1925/26 гг., прошедший на масляном рынке при низких ценах на молоко и масло, не создал экономиче-ской базы для восстановления промышленного маслоделия: количественного его роста и качественного улучшения продукта. Вся основная работа молочной кооперации и госмаслозаготовителей прошла под лозунгом выполнения во что бы то ни стало плана заготовок и плана отгрузок на экспорт. Выполнение этой задачи требовало напряжения всего аппарата по линии заготовок и сбыта, в силу чего вопросы производства, техники изготовления продукта, типирование методов производства, стандартизации, складского хозяйства и вся серия мероприятий, связанная с вопросом улучшения качества продукта в процессе производства и сохранения его по линии хранения и транспорта, были отодвинуты на второй план и на них не было достаточно заострено внимание ни заготовляющих и торгующих организаций, ни руководящих ведомств.
Только катастрофическое развитие плесени на масле летом и осенью 1926 г. поставило во всем объеме необходимость изучения производства для борьбы с пороками на заводах. Но добиться каких-либо конкретных результатов было трудно, да и к тому же поздно, так как плесень и борьба с ней захватывала все производство.
3) Достаточно высокие цены на молоко и твердость их проведения, приемлемые цены на масло, объектив

1927 г.
397
ность оценки продукта по его качеству, отсутствие в резких формах конкуренции между заготовителями, усиление руководства, наблюдающееся в 1927 г., создают объективную возможность активного и успешного вмешательства, в первую очередь молочной кооперации, в дело восстановления маслоделия и улучшения техники производства продукта.
Основные показатели: превышение плана заготовок масла, усиление заноса молока, стремление населения к введению улучшений в маслоделии, рост кооперирования и т.д. показывают, что существующая цена подводит экономическую базу под количественный и качественный рост маслоделия, повышает активность и заинтересованность крестьянства в молочном хозяйстве, повышает рентабельность этой отрасли сельскохозяйственного промысла и тем самым выдвигает на первый план вопрос о повышении качества продукта.
4) Усиление развития плесени на масле в 1927 г. (по Сибири за июнь — 4,4%, за июль — 11,2% вместо 4,8 и 4,2 в 1926 г.) дает основание предполагать, что основное направление работы заготовителей идет и в этом году в общем по линии организации заготовок и сбыта под лозунгом количества, а не качества, сначала торговли, а потом производства. Однако под влиянием угрозы развития плесени в угрожающих для экспорта размерах создали известный перелом в настроении и направлении работы руководящего состава аппарата заготовителей в сторону большего внимания вопросам производства. Но это положительное явление еще слабо отразилось на практической работе союзов, низовых органов госзаготовителей и артелей и тем более не дошло еще до сознания непосредственных производителей продукта — крестьян.
5) Строительство новых механизированных заводов, достаточно широко развернувшееся в экспортных районах Сибири и Урала, подводит новую техническую базу под развитие маслоделия, ставит и частично разрешает вопросы о путях и методах механизации и реконструкции маслодельной промышленности страны и основной вопрос о способах улучшения качества масла и борьбы с плесенью (возможность пастеризации и стерилизации, повышение техники производства, массовое производство однородного продукта и т.д.), но таковое строитель

398
1927 г.
ство есть путь длительного порядка, разрешаемый в перспективе многих лет. Считая, что строительство новых заводов должно идти таким же темпом, усиливаясь из года в год и не отставая от общего роста маслоделия, необходимо, однако, отметить, что темп строительства заводов не должен заслонять собой не менее важную задачу восстановления существующей сети маслозаводов, без капитального, среднего и мелкого ремонта которых на протяжении ближайших лет неразрешима задача уменьшения плесени и повышения качества масла. Известная недооценка данного факта уже второй год показывает свои отрицательные результаты на развитии экспорта и повышении стоимости нашего продукта на заграничном рынке.
6) Процесс восстановления кооперативного маслоделия идет по рельсам широкой помощи кредитом при чрезвычайно слабом вовлечении средств самого населения как на капитальное новое строительство, так и особенно на улучшение существующих артельных заводов. Применение долгосрочного кредитования по линии госзаготовителей в первые годы восстановления, направление его широкой волной в артели зачастую без учета хозяйственных возможностей последних, создало крупную закредитованность артелей, а зачастую неправильное, нецелевое использование кредитов (организационно-торговые расходы), создало затруднение в улучшении средств и орудий производства, тем самым не давая эффекта в улучшении заводской сети.
В связи с этим в практику кредитования необходимо внести коррективы, уточняющие применение кредитования и способствующие нормальному восстановлению маслоделия, а именно: срок долгосрочного кредитования в три года — мал, при таком сроке создается трудность его возвращения, задерживается развитие, необходимо расширение сроков в зависимости от размеров кредита и прочности сооружений от 5 до 10 лет; обязательное договорное участие артелей в постройке нового завода собственными средствами в размере от 10 до 25% стоимости нового завода и от 25 до 50% стоимости капитального ремонта завода. Краткосрочное кредитование, как правило, должно быть направлено на средний и мелкий ремонт существующей сети заводов, маслохранилищ, лед

1927 г.
399
ников и частичное направление его в слабые артели на хозяйственные надобности. Во всех случаях более или менее крупного кредитования необходимо установление контроля за израсходованием средств по назначению и технического контроля за правильностью и соответствием возводимых построек с утвержденными планами и сметами.
7) Источниками средств на кредитование маслоартелей могут служить: а) вложение системы молкооперации, б) госорганов и в) правительственная долгосрочная ссуда. Финансовое состояние молкооперации не позволяет думать, что она может вложить столь много потребных для переоборудования и строительства средств. Средства госорганов не в полной мере используются на местах. Происходит это в силу стремления молкооперации при поддержке местных советских и партийных органов к оставлению на рынке одного заготовителя в лице молкооперации при условии снятия ею с рынка 80% продукции того или иного района. В силу этого кооперация стремится форсировать заготовки с тем, чтобы госорган был снят с рынка, а последний, опасаясь этого, воздерживается от вложения средств как в строительство и оборудование своего складского хозяйства, так и на строительство маслозаводов.
Между тем, в интересах маслодельной промышленности и населения эти 80% следует относить не только к размеру заготовок, но и к участию в строительстве и оборудовании заводов. Последние требования молкооперации в ближайшие годы осуществить не в состоянии и работа в этой части госоргана является безусловно необходимой, ибо в противном случае будем иметь налицо большое замедление темпа восстановления и роста маслоделия.
Стремление молкооперации форсировать по праву ей принадлежащее в будущем положение и роль на масляном рынке вызывает в свою очередь у госоргана стремление доказать право на свое существование, почему в значительной мере работа этих двух систем ударяется в сторону захвата продукта во вред основному делу — развитию и улучшению качества маслоделия.
Урегулировать этот вопрос необходимо в срочном порядке путем установления такого понимания, принято

400
1927 г.
го в отношении госзаготовителей принципа, что госзаготовитель снимается с рынка при условии обслуживания кооперацией маслоартелей данного района на 80% не только в отношении сбыта, но и в отношении кредитования под строительство новых и переоборудование имеющихся маслозаводов.
8) Материалы зимнего обследования маслодельного производства в Сибири и весеннего — на Урале — показывают, что состояние заводской сети, маслохранилищ, ледников содержало в себе конкретную угрозу неизбежного развития плесени в огромных размерах. Обследование показало, что произведенные как самими артелями, так и союзами и госзаготовителями, работы по устранению основных, бьющих в глаза недостатков в производстве существенной перемены в положении заводского хозяйства не произвели — производство в основном осталось в положении 1926 г. Дезинфекция, произведенная в ударном порядке, всколыхнула артели, заострила вопросы санитарного порядка, дала спорадический короткий эффект, отразилась на улучшении заводского инвентаря (посуда), но, естественно, не могла разрешить вопрос во всем объеме, так как материальных затрат на выполнение указанных директив затрачено не было.
Отсутствие периодически повторяемой дезинфекции быстро вернуло производство и в санитарном отношении в первоначальное состояние, дав возможность постепенного увеличения плесени.
9) Несмотря на то что центральные органы молочной кооперации и госмаслозаготовителей уже не первый год стремятся направить работы периферии по линии борьбы за качество заготовляемого продукта, вопрос об обеспечении правильного хранения и приемки масла сколь-либо удовлетворительно не разрешен. Рост маслоделия и улучшение продукции не обеспечены технически оборудованным, сохраняющим первоначальное качество масла, складским хозяйством заготовителей. В 1927-м году подготовка к заготовительной кампании в этом деле не дала улучшений; переоборудование складов, постройка новых, технический ремонт существующих не был проведен; капитальных затрат молочной кооперацией не произведено, в силу чего складское хозяйство не обеспечивает, как правило, нормальную приемку и хранение мае

1927 г.
401
ла, что не могло не отразиться и уже отразилось на развитии плесени на таре.
10) Одной из объективных причин развития плесени на таре в 1927 г. нужно признать частые дождевые осадки (ливни), чередующиеся в отдельных районах Сибири и Урала и создающие условия для развития спор плесени. Однако действие этой объективной причины обусловливается чрезвычайной ненадежностью гужевого транспорта. Хотя имеются несомненные признаки желания населения улучшить доставку масла, но сколько-нибудь крупных достижений в этой области, кроме неудачных опытов (громоздкие изотермические возки, автомобили с охлаждением), за эти годы отметить нельзя. Само направление работы стремится разрешить только часть вопросов гужевой перевозки (защита от дождя брезентом и от согревания изоляционными укрытиями), оставляя в стороне: ускорение и удешевление перевозки путем ее механизации. Реконструкция промышленного маслоделия на технической базе ставит во весь рост вопрос о применении автомобильного транспорта в широких размерах, в первую очередь, в степных районах Сибири и Урала. Продолжая работу по улучшению гужевой перевозки, необходимо более широко поставить опыты с применением механизации транспорта.
11) Казалось бы, что 1926-й год дал болезненный урок и с полной убедительностью доказал все значение достаточных запасов льда на маслозаводе и необходимость низких температур на складах маслозаготовителей и в заводских маслохранилищах. Однако и в 1927 году вопрос о запасах льда не был разрешен. Центральные и окружные органы кооперации и госорганы в деле создания ледяного запаса ограничились разработкой норм и инструкцией взамен руководства и контроля, результатом чего у значительного числа заводов уже в июле льда не хватало, а к началу августа запасы будут исчерпаны полностью в большинстве заводов. Такое положение, безусловно, даст увеличение % плесени не только на таре, но и на масле уже в августе и сентябре текущего года. Характерно, что сами союзы маслоартелей не позаботились, за немногими исключениями, сделать запасы льда для понижения температуры в своих приемных складах. Создание ледяных запасов в потребных размерах затрудняется не

402
1927 г.
достатком оборудованных льдохранилищ, трудностью создания самих ледяных запасов в отдельных районах за отсутствием рек и озер, недостаточной активностью артелей, слабым нажимом союзов и их инструкторского аппарата.
12) Клепка и приготовляемая из нее тара играет громадное значение в деле сохранения первоначального качества продукта и от качества ее, своевременного и регулярного снабжения ею артелей зависит правильный рост самого маслоделия и, главным образом, в экспортной его части. Опыт двух лет показывает, что плесень, главным образом, развивалась на клепке и таре, а трудность очистки и переукупорки бочки служит причиной заражения плесенью зачастую хорошего по сортности масла, что не позволяет его экспортировать и нередко побуждает употреблять в перетопку. В текущем году, так же как и в предыдущем, этот вопрос остается больным и мало разрешенным. Наблюдаются частые случаи перебоев в снабжении маслосоюзов Урала и Казакстана, отправка на заводы недоброкачественной, очищенной от плесени клепки (Урал, Сибирь), порча и заражение ее плесенью во время хранения и перевозки и т.д. Причинами целого ряда недостатков снабжения являются: 1) несвоевременная сдача отечественной промышленностью клепки по договорам, 2) невыдержанность клепки, 3) неурегулированность импорта клепки (размер и сроки доставки), 4) отсутствие годового переходящего клепочного резерва, 5) небрежная перевозка по железнодорожным и водным путям и особенно гужем от склада заготовителей до завода, 6) неудовлетворительные условия хранения на складах молкооперации и госзаготовителей и особенно на заводах, 7) недостаточный технический надзор за качеством и условиями хранения и перевозки как по линии госконтроля, так и инструкторского аппарата союзов, 8) недостаточно хозяйственно организованная сборка бочек: неудовлетворительные плотность бочки и качество обручей, чрезмерная длина гвоздей, 9) недостаточно аккуратная сортировка, сборка и обработка клепки в производстве. Описанные недостатки не есть следствие злой воли маслозаготовляющих организаций, а зависит частично от недостаточности организованности и хозяйственной активности заготовителей, частью от целой суммы

1927 г.
403
мероприятий промышленности и регулирующих организаций.
13) В деле руководства восстановлением и реорганизацией маслоделия и организацией борьбы за качество продукта и в частности борьбы с плесенью происходит известный перелом от кабинетных разработок к практической работе, результатом чего является большее уделе-ние внимания не только сбытовым, заготовительным и коммерческим вопросам, но и самому производству, технике изготовления масла, разрешению вопросов о техническом и специальном персонале (мастера, инструктора и т.д.). Сплошное обследование Сибири, Урала подводит твердую базу под составление плана восстановления маслоделия, нового строительства, ремонта, кредитования, укрупнения артелей и усиления кредитования. Однако, наравне с этими безусловно положительными фактами, недостаточное организационное объединение руководящих органов создает разнобой руководства и ставит препятствия правильному периодическому контролю над выполнением основных директив правительства. Недостатки такого порядка прежде всего сказываются в работе артелей, руководстве ими, недостаточной четкости и ответственности оперативного аппарата, слабой плановой увязки мероприятий всех ведомств по вопросам маслоделия, недостаточной активности и втянутости в это дело низовой кооперативной и иной периферии. Условия работы, сложность задач на ближайшие годы требуют устранения лишних звеньев аппарата, некоторой его реорганизации в сторону приспособления к задачам, стоящим перед ним и сосредоточение руководства и контроля в одном ведомстве. Организационная пестрота в районах (Сибирь: масляные комиссии, земорганы и М[о-лочно-]М[асляных]К[омитеты]; Урал: уполномоченные внуторганов, частично масляные комиссии и комиссии по борьбе с плесенью; Казакстан: отсутствие тех и других при активности внуторганов и неактивности земорганов) должна быть в ближайшее время устранена.
14) Громадное значение в деле борьбы за качество и реконструкцию промышленного маслоделия играют агитация и пропаганда, ответственность работников, связанных с маслоделием, привлечение низовых советских и партийных организаций, особенно же это присуще систе

404
1927 г.
ме молочной кооперации. Дело это организовано не везде. Практические результаты выливаются в форме пропаганды цены, которая и без агитации в 1927 г. дает результаты, но и мало затрагивает вопросы качества и особенно порок — плесень, периодически же поставленной работы почти нет. Вопрос о применении судебно-репрес-сивных мер, не получивших применения на практике в 1926 г., под влиянием процесса Маслоцентра и постановлений местных руководящих организаций уже применяется теперь как по отношению работников аппарата, так и работников артелей. Однако существует мнение, что главное его значение (быстрота разрешения судом) — психологическое действие на всю массу не даст реальных результатов в текущую кампанию и тем самым не заострит вопроса об ответственности не за развитие плесени, а за непринятие мер по борьбе с условиями, ее вызывающими. Правильное направление, принятое в руководстве, должно найти в ближайшее время конкретное применение.
Существующая цена на молоко и масло приемлема для крестьянства, втягивает в орбиту обработки сельскохозяйственного сырья новые пласты деревни, как одноко-ровников, так и многокоровников; она серьезно ставит и разрешает вопрос о дальнейшем развитии маслоделия и тем самым создает объективную возможность для более решительного экономического воздействия на производителя в деле улучшения качества масла.
15) Существующая система оценки масла по кило-баллу полностью оправдала себя на практике работы в этом году (Сибирь, Урал), давая возможность прямого воздействия на технику производства и способы доставки масла. Этим определяется огромная роль в направлении техники маслоделия масляной инспекции, дающей оценку масла.
16) В настоящее время торговая масляная инспекция в общем укомплектована старыми специалистами-маслоделами; тем не менее экспертиза масла во многих случаях не стоит на желательной высоте по целому ряду объективных причин. Однако, соприкасаясь непосредственно с широкими крестьянскими массами, выполняя роль правительственного, объективному по существу, оценщика качества результатов работы кооперированного населе

1927 г.
405
ния, она крайне слабо пополняется новыми работниками — специалистами, подготовленными в советских технических школах, что не может не отразиться отрицательно на результаты работ ее в целом.
Все это вызывает настоятельную потребность в повышении квалификации старых экспертов, их переподготовке и в постепенном, но настойчивом создании кадра новых экспертов.
Производственная инспекция по существу только приступает к делу, но ее место и значение в общей работе обрисовывается с достаточной определенностью. И уже теперь очевидна потребность в увеличении ее кадров в весьма сильной степени.
В общем влияние обеих инспекций как в производстве (совместно с инструкторскими организациями заготовителей), так и в торговом обороте сказалось несомненным улучшением отдельных отраслей молочного хозяйства.
17) Отсутствие широко поставленных научных исследований по вопросам борьбы с плесенью, отсутствие опытной молочно-хозяйственной станции в районе экспортного маслоделия и недостаток практического знакомства с достижениями в этой области за границей в высокой степени затрудняют правильное разрешение основных вопросов борьбы с плесенью и за качество масла вообще. Маслоделие лишено того постоянного научного руководства, без которого не может успешно развиваться никакая отрасль современной промышленности.
18) Тип и система охлаждения существующих маслохранилищ удовлетворяли тем первоначальным условиям, которые предъявлялись при постройке их. В данное время вследствие изменившихся требований к этим условиям и роста маслоделия, а также выявившихся недостатков в этой системе маслохранилищ, как дающих только плюсовые температуры, выявляется необходимость замены их более усовершенствованными маслохранилищами, могущими дать отрицательные температуры.
Существующий холодильный тоннаж не обеспечивает в связи с ростом заготовок масла регулярной перевозки его, тем более, что этот тоннаж связан с перевозкой других грузов. Вследствие этого в значительных пунктах заготовок создаются в береговых маслохранилищах проб

406
1927 г.
ки, вызывающие задержку в быстром и регулярном продвижении масла.
Исходя из вышеизложенной основной установки, комиссия предлагает:
I. Производство.
A) Более настойчиво и повсеместно добиваться поступления на заводы чистого молока. В этом отношении необходимо использовать весь опыт мест: конкурсы на чистоту молока, выборные комиссии из хозяек для наблюдения за дойкой и доставкой молока, ежемесячное выставление кружков-фильтров после процеживания молока отдельных хозяек и т.п.
Б) В осенние и зимние месяцы провести со всей необходимой энергией две кампании, бросив для этой цели в деревню все силы, какие возможно использовать, и привлечь к делу местный сельский актив. Этими кампаниями нужно во что бы то ни стало всколыхнуть артели, привлечь их активное внимание к двум основным задачам элементарного благоустройства завода:
а) задача первая состоит в заготовке льда на заводах, сливочных отделениях и маслохранилищах в таких количествах, которые обеспечивали бы безостановочную работу заводов и отделений и хранение масла при низких температурах вплоть до осенних заморозков;
б) задача вторая заключается в проведении ремонта существующих маслохранилищ и постройке новых там, где их нет. Также в мелком и среднем ремонте заводских зданий, ремонте и расширении льдохранилищ, в ремонте, очистке и углублении колодцев и в приведении в порядок выгребных ям.
На проведение строительно-ремонтных работ необходимо открыть краткосрочный кредит в размере, обеспечивающем полное удовлетворение потребности в нем.
B) В Казакстане наравне в этим провести в срочном порядке сплошную дезинфекцию всех заводов, маслохранилищ, в широких размерах лабораторный анализ воды, масла и санитарно-техническое обследование всей сети маслозаводов особыми комиссиями за счет заготовителей и под руководством земорганов.
Г) Ввиду того, что пастеризация является основным условием успешной борьбы с плесенью на масле, принять меры к изучению опытным путем существующих типов

1927 г.
407
пастеризаторов и парообразователей и оказать содействие изобретению новых с целью выявить типы, подходящие для конных и ручных заводов.
Д) Установить как правило, чтобы с весны 1928 г.а на всех паровых маслодельных заводах, как существующих, так и возводимых вновь, была введена пастеризация сливок посредством специальных пастеризаторов.
Е) Организовать и усилить правильный контроль за выполнением заводами обязательных для них правил и распоряжений правительства и местных органов власти.
Ж) Произвести к заготовительной кампании 1928 г. на основе данных 1927 г. отбор артелей, масло которых не может выпускаться на иностранный рынок впредь до устранения причин, вызвавших наложение запрещения. Правила и порядок наложения и снятия запрещения разработать Наркомторгу РСФСР по соглашению с Нарком-торгом СССР и Наркомземом РСФСР и маслозаготовителями.
3) Ввиду значительных неудач с постройкой механизированных заводов, несмотря на привлечение к этому делу видных специалистов, необходимы регулярные командировки за границу специалистов маслоделия и научных работников, специализировавшихся в области молочной промышленности, а также создание кадра инженеров-молочников, обеспечив им возможность широкого использования иностранного опыта в строительстве масло-и сыроделательных заводов.
И) Усилить подготовку и переподготовку мастеров для ручных и конных заводов посредством специальных курсов и создать школы молочного хозяйства, приспособленные для подготовки мастеров, пригодных для механизированных заводов.
К) Ускорить рассмотрение и утверждение правительственного пятилетнего плана восстановления промышленного маслоделия Наркомзема, направив работу по его выполнению с таким расчетом, чтобы наибольший эффект в производстве можно было получить в 1927/ 28 гг.
II. Изучение.
А) Ввиду весьма слабой изученности плесени и неразработанности приемов и способов борьбы с нею необходимо:

408
1927 г.
а) шире поставить научно-исследовательские работы, привлекая к ним все научные учреждения, имеющие соприкосновение с молочным хозяйством;
б) создать в Сибири опытную молочно-хозяйственную станцию для разработки научных и практических вопросов молочного хозяйства вообще и маслоделия в частности;
в) создать институт специалистов маслоделия — опытников для разрешения путем научно поставленных опытов разных вопросов техники маслоделия применительно к разным условиям производства;
г) усилить штаты бактериологов в молочно-испытатель-ных лабораториях с целью более частого посещения ими заводов.
III. Кредитование.
В целях упорядочения кредитования населения и облегчения погашения им долгосрочного кредитования под новое строительство и переоборудование маслозаводов необходимо:
A) Увеличение долгосрочного кредитования на строительство новых и капитального переоборудования существующих заводов за счет расширения займа восстановления.
Б) Более широкое вовлечение средств населения в строительство, а именно: при постройке нового завода — участие артелей в размерах 25% его стоимости, при капитальном ремонте и переоборудовании — 50%, текущий и мелкий ремонт, как правило, должны производиться на средства самих артелей.
B) Удлинение сроков кредитования под строительство ручных и конных заводов до 5ти лет, конных полумеханизированных — до 8-ми лет, механизированных паровых в зависимости от стоимости завода, участие населения своими средствами в постройке завода — от 8-ми до 12-ти лет.
Г) Направление краткосрочного кредитования, как правило, на мелкий и средний ремонт существующей сети маслозаводов, маслохранилищ и ледников.
IV. Водный транспорт.
А) Принимая во внимание значительность размеров масляной продукции Каменского округа, достигающей до 200.000 пудов, вызывающую необходимость более совершенного охлаждения и хранения масла, разрешить во

1927 г.
409
прос о постройке в Камне маслохранилища с механи-че-ским охлаждением с тем расчетом, чтобы открытие его было приурочено к началу заготовительной кампании 1928 г.
Б) В остальных маслохранилищах добиться возможности установки механического охлаждения для получения минусовых температур на предмет быстрого пропуска масла через маслохранилища, что даст возможность увеличить пропускную способность их. Обсудить вопрос о расширении маслохранилищ в Таре и Карташево.
В) Первоначальные маслохранилища в Омске и Новосибирске могут быть ликвидированы как таковые при условии соответствующей увязке движения рефрижераторных судов с подачей изотермических вагонов на пристанские ветки.
Г) Для правильного обслуживания перевозок масла водным путем необходимо в срочном порядке заняться разработкой вопроса о постройке или оборудовании специальных рефрижераторных судов, которые могли бы безболезненно обслуживать только перевозки масла на участках: Бийск — Барнаул, Камень — Новосибирск и Павлодар — Омск — Тара. Оборудование таких судов должно быть сделано к началу навигации 1928 г.
Д) Вследствие полного отсутствия маслохранилищ и оборудованных судов для перевозки масла на Верхнем Иртыше (выше Семипалатинска) считать необходимым произвести постройку маслохранилищ к 1928 г. в следующих пунктах, значительных по перевозкам: в Малокрас-ноярске, Усть-Каменогорске и Семипалатинске. Для перевозки масла на этом участке оборудовать два рефрижераторных судна.
V. Гужевой транспорт.
А) Установить как правило не только в текущем году, но и на будущее время в летние месяцы от конца весенней распутицы до начала осенней обязательность доставки масла заводами на заготовительные пункты не реже 4-х раз в месяц.
Б) Принять меры экономического воздействия на артели с целью побудить их коренным образом улучшить условия гужевой перевозки, применяя действительные меры для предохранения масла от дождя, согревания, пыли и грязи.

410
1927 г.
В) Предложить маслозаготовляющим организациям:
а) снабдить заготовительные пункты в достаточном количестве брезентами и материалами, годными для защиты от тепла и пыли;
б) шире поставить опыты с разными способами улучшенной гужевой перевозки масла;
в) посредством специальных плакатов широко поставить агитацию среди артелей за улучшение условий перевозки масла по грунтовым дорогам.
Г) Считая, что для удаленных заводов коренным условием для перевозки является введение автомобильного транспорта, предложить заготовляющим организациям шире поставить опыты — прежде всего в степных местностях — с перевозкой масла на разного типа грузовых автомобилях с учетом, с одной стороны, сохранности качества масла, с другой — стоимости содержания автомобиля, ремонта и амортизации его и % на затраченный капитал.
VI. Припасы и материалы.
Придавая исключительное значение снабжению производства доброкачественными припасами и материалами и имея в виду крайне низкое качество материалов, вырабатываемых отечественной промышленностью, что является ныне вполне установленным, считать, что:
A) Проекты правительственных стандартов на клепку, соль и пергамент должны быть в наикратчайший срок закончены рассмотрением и после утверждения их правительством проведены в жизнь, что даст возможность унифицировать и нормировать производство материалов.
Б) Улучшить технику производства клепки, соли и краски путем реконструкции и дооборудования заводских предприятий в первую голову соляной и деревообделочной промышленности, продукция коих является особенно неудовлетворительной.
B) Должно быть расширено отечественное производство материалов и припасов до размеров полного удовлетворения потребности в них, для чего усилить местную промышленность средствами за счет ВСНХ и вложений заготовителей масла, путем акционирования существующих предприятий.
Г) Ввиду необходимости дооборудования некоторых заводов, главным образом клепочных, новыми машинами

1927 г.
411

No comments:

Post a Comment