Friday, June 6, 2014

17 Сибирская маслодельная кооперация

дворов на 1 250 ООО руб., что является уже определенным шагом вперед.
Таким образом, налицо целый ряд моментов, затрудняющих и вообще в течение послевоенных лет отрицательно влияющих на ход и размеры маслозаготовок, вызывая повышение личного потребления, распыление молока и уменьшение его товарности.
Однако попытки изобразить положение дел с коровьим стадом как крайне тяжелое и особенно стремление ряда сибирских работников объяснить неудачи заготовительной кампании 1928 г. преимущественно как результат дальнейшего, якобы, упадка коровьего стада именно в 1928 г. должны быть признаны неосновательными по следующим причинам:
а) прирост коров в 1928 г. был в Сибири в целом на одном уровне с 1927 г. (в том и другом году прирост составил 6,7%), а по Западной Сибири прирост коров в 1928 г. даже превысил 1927 г. (7,3% против 6,8%, по последним данным крайстатотдела).
б) Прирост коров в 1928 г. как по Сибири в целом, так и по юго-западным округам обогнал прирост крупного рогатого скота (6,7% против 5,3% по всей Сибири и 7,3 против 4,5% по юго-западным округам).
в) В 1928 г. налицо не уменьшение, а дальнейшее увеличение обеспеченности хозяйств и населения коровами против предыдущих лет и достижение — даже превышение — впервые за ряд лет уровня 1916 года по абсолютному количеству коров (при наличии отклонений по отдельным округам, например Барабинскому).
Динамика числа коров и крупного рогатого скота за ряд лет видна из следующей таблицы:
Годы
Всего крупного] рогатого] скота
В % к 1916г.
Всего коров
В % к 1916 г.
1916
5 839 800
100
2 900 200
100
1924
4 728 130
80,9
2 301 493
79,4
1925
5 208 892
89,2
2 419 809
92,5
1926
5 857 674
100,3
2 683 270
92,5
1927
6 353 798
108,8
2 862 705
98,7
1928
6 690 487
114,5
3 055 671
105,3 570
1928 г.
г) Удои в 1928 г. увеличились как против 1927 г., так и против 1926 г., составив по данным крайстатотдела 54,5 пудов против 52 пудов в 1927 г. и 50,5 пудов в 1926 г.
Таким образом, утверждение, что падение маслозаготовок в 1928 г. и недовыполнение заготовительного плана на ...%* против 1927 г. вызывались преимущественно кризисными моментами по линии коровьего стада, не могут считаться достаточно объективными.
Причины падения заготовок молока и выработки масла кроются в значительной степени в недочетах организационного порядка (например, принудительное взимание через молартели всяческой задолженности с крестьян-пайщиков) и в серьезных дефектах деятельности молкооперации (форсированное укрупнение, грубые промахи по строительству, рост расходов, понижение цен на молоко против 27 г., отрыв от пайщиков, ухудшение их обслуживания и т.д.5
Это, разумеется, не устраняет уже отмеченного влияния на заготовки масла и занос молока кормового вопроса, а также в известной степени вопросов обложения с [ель] х [оз] налогом.
ОБ УКРУПНЕНИИ И ОТДЕЛЕНИЯХ
1. Укрупнение маслоартелей, само по себе являющееся весьма полезной и необходимой мерой, не было системой молкооперации достаточно подготовлено, с населением в ряде случаев не согласовано, не было также разработано оптимального, приуроченного к порайонным особенностям типа укрупненной артели, равно как и условий ее производственной и организационно-заготовительной работы.
В ряде случаев укрупнение производилось механически на старой технической базе, даже без учета пропускной способности старых заводов (например, Кисляков-ская артель, Омского округа и др.).
Самый темп укрупнения был чрезвычайно резко форсирован.
Уже в течение одного 1927 г. число ликвидированных за укрупнением артелей составило 496, или 18,7% общего
* Так в тексте.

1928 г
571
их числа. Эта цифра была признана самим правлением Сибмасолсоюза в его докладе апрельской сессии совета чрезмерной.
Однако вопреки этому в 1928 г. укрупнение было проведено еще интенсивнее.
Число ликвидированных в этом году артелей составило (по ориент[ировочным] данным Сибмаслосоюза) 515, или 23% от числа артелей на 1 /Х-27 г.
Рекордную цифру сокращения показали при этом Омский и Каменский округа, ликвидировавшие в течение 1927—28 гг. 29% и 42% их артелей, причем Омский союз и в предыдущем году укрупнил 34% артелей.
2. Проведение укрупнения в столь поспешном порядке, без необходимой оперативной и общественной подготовки ослабило доверие населения к молкооперации и отдалило часть пайщиков от нее чисто территориально, чем ухудшила заносы молока, вызвав удорожание расходов и значительно ухудшило обслуживание пайщиков (см. подробно спец. тезисы об этом).
Отрицательные результаты такой спешки в деле укрупнения особенно сказались в резком увеличении в 1928 г. процента пайщиков, вовсе не сдававших молоко или сдававших в течение лишь одного-двух месяцев. Так, число пайщиков, не сдававших по западно-сибирским округам, составляло в марте—апреле 25—26%, в августе — 22% и сентябре дошло до 35%.
Ярким примером результатов укрупнения «без оглядки» служит Колыванская артель, в которую влили дополнительно к входившим в нее 8 селам еще 8 селений, отстоявших от села Колывани на расстоянии от 14 до 31 версты, без расширения правления и без всякой подготовки.
В результате процент кооперирования коров в доук-рупненных селах колебался на 1/Х-28 г. от 30% до 2 по наиболее отдаленной (на 30 верст) деревне Федоске, где из 247 коров кооперировано было 4 коровы; немногим лучше было кооперирование и в деревне Грязнуха: на 347 коров кооперировано 59 и т.д.
В связи с затруднительностью обслуживания одним правлением 16 разбросанных на территории 30 верст Деревень упало качество обслуживания, произошел отрыв от пайщиков и в результате артель эта, собиравшая

572
1928 г.
за 1926—27 г. при 1141 члене 71 501 килограмм молока, заготовила за 1927—28 г. при 1 640 пайщиках лишь 65 349 килограмм молока, с дальнейшим ухудшением заносов в первом квартале 1928—29 г. и достижением размеров расходов в этом квартале, несмотря на механизацию, до 8— 10 рублей. Поэтому необходимо безотлагательно поставить вопрос о разукрупнении тех артелей, так как в Колы-вани налицо явное переукрупнение с вызванным им понижением заноса и ростом расходов.
Одновременно надо подвести под филиалы укрупненных артелей общественно-кооперативной базы и обеспечить разработку типовых форм укрупненной артели (порайонно), равно как и методов ее производственной и организационной работы.
Об отделениях
3. В связи с непрерывно растущим процессом укрупнения расходов увеличивается количество и значение отделений; на первое октября 1928 г. число отделений и сливочных пунктов составило 3932, превысив больше чем в два раза число заводов (1694), тогда как на 1/Х-25 их было лишь 2673, а заводов — 2663.
Между тем до сих пор отделениям молкооперацией не уделяется должного внимания: сеть сливочных отделений в укрупненных артелях строилась наспех, без учета нагрузки и способов обеспечения молоком; персонал отделений к работе совершенно не подготовлен, надзора за отделениями почти нет, так как инструктора туда не заглядывают, а правления укрупненных артелей за перегрузкой также очень мало следят за своими отделениями, число которых доходит до 5—7 на артель. В результате на последних наблюдается частое загрязнение молока и сливок, повышенная кислотность последних, неправильное определение % жира, неверная установка сепараторов, недостаточная чистота помещений и оборудования и т.д., что в конечном счете отражается на себестоимости и качестве масла. Это подтверждается тем, что балльность масла в 1928 г. не дала по Сибири никакого улучшения против 1927 г. (83,5 на 1/1-28 и 83,5 на 1/Х-28 г.).
Вот что пишет по поводу положения дел в отделениях Каменского округа один из низовых работников молкооперации в конце 1928 г.

1928 г.
573
«Я урвал время посетить 3 отделения Плотниковской укрупненной артели, впечатление от постановки дела отвратительное. Отсутствует всякий порядок, сепараторы в прескверном состоянии, установлены совершенно неверно, антисанитария. Между тем помещения вполне удовлетворительные, если к ним пристроить голову. Сырое молоко грязное, качество сливок химически и бактериально сомнительные, жир в % случайный, по вдохновению и т.д. Чем же объяснить это? Когда отделения эти были самостоятельными организациями (заводами), то в них хотя бы гостем, но наезжали не те, так другие чиновники, но а теперь они предоставлены сами себе и пока специалисты не были на их территории».
Очень близко к цитированному положение в ряде отделений Омского, Новосибирского и других округов.
4. Несмотря на значительное расширение объема работ укрупненных заводов, права и обязанности мастеров на них остались такими же расплывчатыми и неурегулированными, как и на мелких заводах, где ни правление, ни мастер, ни рабочий часто не знают, кто же отвечает и распоряжается производством.
5. Районирование укрупненной сети маслоартелей в ряде союзов (например Омский) до сих пор не проведено.
В существующую укрупненную сеть не включена еще часть тяготеющих к ней районов, что затрудняет работу инструктажа по вовлечению новых неохваченных районов и по развитию кооперированных.
6. Необходимо: поставить заведующими отделений по возможности членов правления артелей (с соответствующим расширением состава этого правления); организовать при отделениях наблюдательные комиссии из состава членов артелей, живущих в данном селе; начать подготовку отделенщиков и усилить контроль со стороны правлений и мастеров за постановкой в них дела. Самая сеть отделений должна быть тщательно проверена и приведена в соответствие с коровностью района и отдаленностью сел; должно быть проведено в срочном порядке районирование укрупненных артелей.

574
1928 г.
О ЦЕНАХ, ВЫПЛАЧИВАВШИХСЯ МОЛКООПЕРАЦИЕЙ ЗА МОЛОКО
В 1927—28 гг. молкооперация не довела до своих пайщиков произведенного повышения до 6% цен на масло и фактически оплачивала молоко в течение всего 1927— 28 гг. ниже уровня 1927 г., что явилось одной из важнейших причин падения маслозаготовок. При этом необходимо отметить неправильную оценку соотношения цен 1927—28 гг., данную Сибмаслосоюзом к ноябрьскому пленуму Сибкрайисполкома, где указывается, что цены 1928 г. либо выше, либо стоят на одном уровне с ценами 1927 г. (см. стр. 26 материалов к докладу).
Неправильность этого утверждения видна из следующей таблицы (составленной на основе данных Сибмаслосоюза):
Помесячное движение средневзвешенных цен на пуд молока

1926/
1927/
Больше-
Предельное отклонение

27 гг.
28 гг.
меньше в сравнении] с 26-27 гг.
по отдельным союзам
Октябрь
74,7
90
+15,3 коп.
от 50 к. Рубц. до 1—20 Н[ово]Сиб.
Нояб[рь]
83,1
93
-1,3
от 52 к. Н[ово]Сиб. [до] 1—44 Омск.
Дек[абрь]
91,7
92
—1,7 коп.
от 65 [к.] Барн. [до] 1—46 Камен.
Янв[арь]
88,8
85
-3,8
от 63 [к.] Камен. [до] 1—11 Камен.
Фев[раль]
85,8
82
-3,8
от 57 [к.] Барн. [до] 1—01 Камен.
Март
83,7
78
-5,7
от 51 [к.] Н[ово]Сиб. [до] 1—12 Омск.
Апр[ель]
73,7
72
-1,7
от 33 [к.] Барн. [до] 1—10 Омск.
Май
77,8
71
-6,8
от 48 [к.] Барн. [до] 1—00 Омск.
Июнь
75,2
72
-3,2
от 56 [к.] Камен. [до] 1—00 Омск.
Июль
74,4
71,4
-3,0
от 51 [к.] Омск, [до] — 98 Бараб.
Авг[уст]
78,3
76,1
-2,2
от 50 [к.] Таре, и Слав, [до] 1 — 07 Славг.
Сент[ябрь
90,1
87,1
-3,0
от 61 [к.] Омск, [до] 1—18 Бараб.
Сред[не]-




взвешен-




ное за год
79,0
78,0

 1928 г.
575
Из таблицы видно, что начиная с ноября месяца цены систематически были ниже соответствующих цен 1927 г. Обнаруживается затем из месяца в месяц очень резкое падение, по темпу своему превосходившее аналогичное снижение 1927 г. Так, от декабря к январю цены снизились в 27—28 гг. на 5 коп., а в 26—27 гг. — на 3,2 коп. От февраля к марту — на 4 коп., тогда как в 26—27 гг. снижение произошло только на 1,9 коп., май дал в 25—27 гг. повышение против апреля на 4,1 коп., а в 27—28 гг. — понижение на 1 копейку, причем в абсолютных величинах понижение против 26—27 гг. составило 6,8 копеек. Июнь, июль, август и сентябрь 28 г. также были ниже соответствующих месяцев 27 года от 2,2 до 3,2 коп.
Значительная часть артелей — 14,4% — получила совершенно ничтожную оплату — от 40 до 66 коп. на пуд, и еще большая часть — 21% процента — только от 67 до 72 коп., т.е. значительно ниже средней цены 1927 года, определившейся в 78 коп. в 1928 г.6.
Совершенно ненормальным является также амплитуда колебания минимальных и максимальных цен в каждом месяце между отдельными союзами, доходившая до 200 и более процентов. Так, в апреле в Барнаульском округе зафиксирована цена 33 коп. при наличии случаев выплаты в том же месяце в Омске 1 р[уб.] 10 коп. и т.д.
В ряде союзов (Рубцовский, Барнаульский, отчасти Бийский) цены систематически держались на очень низком уровне, все время отставая от других союзов. Так, например, в Рубцовском округе была в среднем самая низкая из всех союзов в октябре, ноябре, декабре (вместе с Барнаульским), в июне, августе и сентябре; в Барнаульском — в декабре, марте, мае и июле.
Понижение цен в 1927—28 гг. против 26—27 гг. основывалось:
а) Ростом расходов — вследствие падения заноса, недостатка хозяйственного ведения дела, а также увеличения зарплаты на клепку.
б) Ростом отчислений, доходившим во многих артелях до 30% и более процентов. Так, по данным специального обследования Барнаульского окрторготдела в 36 артелях этого округа отчисления колебались от 32%7 в первом квартале 27—28 гг. до 23,6% в третьем квартале того же года.

576
1928 г.
В свою очередь, рост отчислений вызывался отчасти взиманием через артели разных платежей, не связанных с деятельностью молкооперации (самообложение, заем и т.п.), отчасти несоразмерно большим размахом и неудачами ряда артелей по строительству, поставившими их в связи с задержкой банковских кредитов или нехваткой средств (из-за превышения ими первоначальных смет) перед необходимостью повышать отчисления, которые вообще по действующим положениям не должны превышать 12%.
Правда, в среднем за год процент отчислений по всем молартелям Сибири ожидается (точных данных еще нет) ниже 12%, но это вызвано тем, что многие артели до сих пор не выполняют директивы о 12-процентных отчислениях, часто из-за желания налаженных артелей обеспечить пайщикам более высокую оплату за молоко, частью из-за невнимательного отношения к этому вопросу.
Однако и 12-ти процентное отчисление является для пайщиков обременительным, отражаясь заметно на цене и заносе молока.
Имеющиеся отчетные данные за довоенное время свидетельствуют, что тогда отчисления не превышали 10-ти процентов, каковая норма должна быть принятой и в настоящее время как предельная, так как вопрос об обеспечении крестьянству реального повышения цен на молоко является одним из важнейших в цепи мероприятий по повышению заноса молока8.
В этих целях должен быть поставлен вопрос об удлинении срока погашения кредитов, выдаваемых артелям на строительство новых заводов.
Необходимо также наложить взыскания на те артели, которые до сих пор нарушают установленную норму отчислений.
НЕДОЧЕТЫ В ДЕЛЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАЙЩИКОВ И НАРУШЕНИЕ КООПЕРАТИВНЫХ НАЧАЛ В РАБОТЕ
Основными недочетами в этом отношении являются:
А.
1) Несвоевременное учинение и в ряде случаев дли

1928 г.
577
тельная задержка расчетов. Так, в Вознесенной маслоартели Барабинского округа заносчиков рассчитывали с августа по декабрь 28 г., во 2-ой Михайловской артели того же округа расчеты запаздывали на 5—6 мес. и т.д.
В ряде случаев несвоевременное учинение расчетов, а также запутанность и непонятность их для населения оказывали непосредственное влияние на падение заносов молока, что выявлено, например, в Букинской маслоартели Барнаульского округа.
2) Неорганизованность техники расчетного дела, вызывающей продолжительное стояние пайщиков в очередях (при централизации расчетов в правлениях маслоартелей, особенно в укрупненных).
Между тем при наличии некоторой инициативы со стороны артелей можно договориться как с кредитным об[щест]вом, так и с ЕПО о выдаче ими деньгами или товарами по книжкам молартелей с последующим учине-нием взаиморасчетов.
3) Длительная потеря времени при сдаче пайщиками молока на завод и в отделения, в результате в одних случаях переукрупнение артелей, а в др. — вследствие недостаточно разветвленной приемной сети и крайне слабого развития сборки молока, что особенно явственно выявилось при обследовании Омского округа.
4) Непринятие мер к популяризации выгодности для населения приемки молока по жиру и отсутствием работы по приближению этой приемки к населению в целях устранения наблюдающегося в отдельных группах пайщиков недоверия к правильности оценки лаборантами процента жира.
Яркое подтверждение слабости работ молкооперации в этом вопросе находим в выступлениях ряда мастеров на специальном совещании, устроенном комиссией РКИ в селе Колывани на курсах по переподготовке мастеров Новосибирского округа. Там мы читаем: «К расчету по жиру крестьяне относятся недоверчиво, вместе с этим наблюдается неправильное взятие проб, кроме того, никакой разъяснительной работы при расчетах по жиру среди крестьянства не ведется, со стороны мастеров нет наблюдения за лаборантами». В результате этого «во время перехода на расчет по жиру поступление молока понизилось», и т.д.9
19-3523

578
1928 г
5) Наличие случаев в некоторых округах ограничения начал кооперативной общественности. Так, например, в Томском округе торговым инспектором окрторготдела установлено, что деятельность инструкторов Сибкрайгосторга иногда шла вразрез с постановлениями общих собраний пайщиков.
Кроме того, мероприятия кооперативного порядка (строительство маслозаводов, укрупнение маслоартелей), глубоко затрагивающие интересы членов маслоартелей, проводятся не только без их участия, но даже иногда под административным нажимом.
6) Рост растрат председателями молартелей денежных средств. Так, в некоторых районах Барнаульского округа в 27—28 гг. по сравнению с предшествующим годом растраты возросли в 2 раза, что видно из следующей таблицы:
Сведения о растратах

Количество] артел[ей], в коих обнаружены] растра-
Сумма
Из
общего]
числа
Причины растраты
Г оды
т
ы


растра-


 
всего
в %%
всего
в среднем] на 1 растр [ату]
ч[и-ваю-щих] привлечено к судам
плохая постановка] счетоводства
халатное отношение
преступные действия
1925— 1926
23
12,5
1981 — 80
82-39
8
1926-1927
17
11,6
2452-58
144-27
9
4
5
8
1927-








1928
15
18,0
4678-71
311-91
4
3
5
7
Таким образом, с 2452 рублей по 17 артелям в 1926-27 гг. растраты увеличились до 4678 руб. по 15 артелям в 27-28 гг. *
Несмотря на те отрицательные последствия, которые

1928 г.
579
влекут за собой бесхозяйственность и растраты, судебными и административными органами ведется явно недостаточная борьба с ними, что видно из вышеуказанной таблицы. Это подрывает в населении доверие к молкооперации, отражаясь на размерах заноса молока.
Б.
Недочеты в вопросе соблюдения кооперативных методов в работе.
1) Отсутствие связи и систематической отчетности выборных органов (правления и ревкомиссии) перед массой пайщиков и несоблюдение, а часто резкое нарушение установленных сроков созыва собраний уполномоченных, отчетных собраний по селам и т.д.
Так, например, в Колыванской артели, находящейся в 40 верстах от Новосибирска, в пункте размещения партийных и советских учреждений района, за целый год ни разу не созывалось собрание уполномоченных, а из 17 охватываемых артелью сел отчетные собрания проведены были только в шести. Остальные должны были довольствоваться только слухами о непорядках в артели, которые действительно оказывались очень существенными: постройка механизированного завода велась из рук вон плохо (на месте, где нет воды, которую возят бочками, кроме того, производилась трехкратная переделка вентиляционных и других установок), непокрытие председателем артели полученных денег из молсоюза и непроводка их в течение 8 месяцев по книгам и т.д.
На отсутствие всякой отчетности и информации пайщиков и оторванность их от правлений жалуются и артели других округов.
Так, например, в Барнаульском округе члены Речкунов-ской артели на специальном собрании сообщали о том, что отчетные доклады делаются только раз в год и то по составленному инструктором отчету.
То же самое в Барабинском округе (где об этом специально говорилось на инструкторском совещании), Омском и др.
2) Ограничение начал общественности в работе самих правлений маслоартелей, проявляющиеся:
а) в редком созыве заседаний правлений маслоартелей (в Колывани за год состоялось только пять заседаний);
19*

580
1928 г.
б) в неприглашении на заседание маслоартелей актива пайщиков и даже мастеров, имеющих большой практический, общественный и партийный стаж;
в) в проведении подавляющего большинства даже принципиальных решений единоличным распоряжением председателя правления.
3) Крайняя слабость массовой работы среди членов молкооперации. Положение в этом отношении характеризуют некоторые молсоюзы, в частности Барабинский, следующим образом: а) слабое вовлечение в работу бедноты и женщин, б) отсутствует созыв производственных совещаний, в) не ведется массовая работа по улучшению содержания скота, г) не уделено серьезного внимания необходимости утепления скотных дворов, д) не было привлечения на местах сельского актива к кооперативной работе и т.д.
Особенно неблагополучными в этом отношении являются отделения укрупненных артелей, которые предоставлены сами себе, так как члены правления маслоартелей в них почти не бывают и инструктажем не обслуживаются.
Наблюдается непредставленность в составе правлений укрупненных артелей представителей целого ряда входящих в данную артель сел, разбросанных на периферии часто на расстоянии 20—25 верст.
О СЕТИ МОЛКООПЕРАЦИИ
1. Существующая сеть молкооперации по приему молока должна быть признана слабо разветвленной и явно недостаточной, вследствие чего очень значительная часть селений, а с ними и коров — либо частично охвачена, либо вовсе вне охвата молкооперацией, что резко понижает сборку молока.
Об этом можно судить из следующей таблицы.
Из приведенных цифр явствует: 1) что в Западной Сибири:
а) на 8021 селение, насчитывающее более 15 хозяйств, имелось всего 5626 приемных пунктов, т.е. 30% немало-дворных сел не охвачено, либо охвачено только частично (там, где молоко свозится);
б) в целом ряде округов сеть настолько слаба, что про-

1928 г.
581

Число
Число
Число
Число
% сел
Прихо-
%

пунк-
пунк-
селе-
селе-
с чис-
дится
коопе-

тов] по
тов] по
н[ий] с
н[ий] с
лом
хо-
риро-

приему
приему
коли-
коли-
хозяй-
зяйств
вания

молока
молока
чест-
чест-
ств]
на 1
хо-

(зав. и
(зав. и
вом]
вом]
бол [ее]
прием-
зяйств
Наименование
отде-
отде-
хозяй-
хозяй-
15,
ный
на
округа
лен.) на
лен.) на
ств]
ств]
остаю-
пункт
1 ок- 
1/Х-
1/Х-
более
менее
щихся]

тября

27 г.
28 г.
15-ти
15-ти
вне

1927г.



на 1 ок-
на
охв[ата]





тября]
1 ок-
прием-





1926 г.
тября]
ными]






1926 г.
пункта-







ми]


Зап[адная]







Сиб[ирь]





177
52
Омский
724
724
1516
1229
52  
Тарский
520
519
776
1174
34
99
66
Барабин[ский]
1008
1008
916
476
все
90
80
Славгор[одский]
643
643
687
159
6,5
125
74
Каменск[ий]
409
409
373
160
все
196
74
Новосибир-






48
[ский]
623
623
1224
1006
49
214 
Барнауль[ский]
466
466
824
635
43
264
53,5
Рубцов[ский]
459
459
478
460
4
170
79
Бийский
659
659
791
828
17
193
60
Ойрот[ия]
101
116
436
487
74
184
20
Итого: Зап[ад-







ная] Сиб[ирь]







в среднем
5612
5626
8021
6614
39
162
62
Вос[точная]







Сиб[ирь]






со
Томский
129
260
1435
79
— 
Кузнецкий
165
204
709
71
21
Ачинский
74
129
716
82
16
Минусинс[кий]
29
112
389
71
4
Красноярский]
59
617
91
Канский
42
89
830
91
6
Тулунский
33
599
95
Иркутский
9
25
891
97
2
Всего по







Вост[очной]






10,0
Сиб[ири]
448
911
6186
11065
85
— 
цент охваченных сел колеблется от 34% (Тара) до 52% (Омск), а по Ойротии доходит даже до 74%;
в) все громадное число малодворных (свыше 6000 сел с числом хозяйств менее 15) также находится вне сети молкооперации, причем таких сел очень много даже в высококоровных округах (Тара — 1174, Барабинск — 476,

582
1928 г.
Омск — 1516), где подобный неохват дает особо чувствительные потери молока.
2) Что в Восточной Сибири: сеть молкооперации гораздо слабее, чем в западно-сибирских округах, и что даже в округах со старой молочной культурой (Томский, Кузнецкий) сеть настолько ничтожна, что процент неохваченных сел (с числом хозяйств более 15) достигает 70— 80%.
2. Если в отношении Восточной Сибири молкоопера-цией приняты были в 1928 г. некоторые, хотя и недостаточные, меры к увеличению сети, то в отношении Западной Сибири достаточно энергичной работы в этом направлении не велось, и сеть на 1/Х-1928 г. почти не увеличилась против 1927 г., тогда как даже 1927 г. дал увеличение сети против 1926 г. на 10% (5612 единиц против 5336)10.
Между тем в ряде важнейших маслодельных районов есть все данные для развертывания новой сети.
Так, например, обследованием Омского округа выявлено, что в средней зоне этого округа, имеющей большую плотность населения, компактное расположение селений и выселков и значительная коровность (не меньше 2 коров на хозяйство в 1928 г.), не втянуто в промышленное маслоделие 253 населенных пункта, что составляет 33,5% всего числа населенных пунктов (с числом дворов более 10).
Еще хуже в южной зоне округа, где из 403 населенных пунктов (с числом хозяйств более 10) в промышленном маслоделии участвовало лишь 103 пункта, т.е. 21,6%, между тем в этой зоне имеются все данные для развития маслоделия: до 50% хозяйств имеют утепленные скотные дворы, средняя продуктивность коровы не ниже 70 пудов при средней обеспеченности одного хозяйства в 1,8 коровы и довольно значительной плотности населения и поселков.
По грубо ориентировочным данным усиление охвата молока по одной южной части Омского округа может дать дополнительно к заготовленному несколько десятков тысяч пудов масла.
3. Недостаточность сети становится еще очевидней, если учесть, что она даже ниже довоенной, несмотря на то, что за время с 1916 г. по 1928 г. число хозяйств увели

1928 г.
583
чилось на 401 127, т.е. на 38% — и при крайне бурном темпе роста новых поселков, заимок и т.п. населенных мест.
Следующие расчеты подтверждают эту мысль: по данным книги «Сибирское маслоделие» (подтверждаем и другими источниками) в 1913 г. насчитывалось 3936 заводов, из которых 2168 заводов обслуживали одно селение, 388 — 2 селения, 242 завода — три селения, 129 заводов — четыре селения, 120 заводов — от пяти до семи сел и 45 заводов — более семи сел.
Отсюда заключаем, что число отделений составило11 по заводам, обслужив[ающим] 2 селения — 388 »       » » 3      »       — 484
»       » » 4      »       — 387
»       » » 5—7 »
(среднее 6 сел.) — 600 »       » » более 7 сел.       — 315
- 217412
Добавляя сюда 3936 заводов, получаем цифру в 6110 единиц, тогда как на 1/Х-28 г. имели 5623.
Надо к тому же добавить, что в подсчет довоенной сети не попали отделения в том же селе, где был завод, что явно уменьшает сеть.
4. Недостаточность и слабая разветвленность сети влияет понижающим образом на размеры заготовок молока и находится в непосредственной связи со слабостью кооперирования населения в данном округе.
Из приведенной выше таблицы № ...* видно, в трех наиболее слабых по сети округах (Барнаульском, Омском, Новосибирском) мы имеем и наиболее низкую коопери-рованность — 53,5%, 52%, 48%, тогда как, наоборот, в округах с наиболее густой сетью (Славгородском, Каменском и Барабинском) мы имеем наиболее высокие для Сибири проценты кооперирования — 74% и 80%.
5. Наряду с недостаточностью сети отмечается неравномерное ее распределение по отдельным районам округов и наличие значительных «пустот» в ряде районов тех или других округов, вызванных слабым вниманием к вопросу расширения сети со стороны артелей многих рай
* Так в тексте

584
1928 г.
онов и самих окружных молсоюзов. Для иллюстрации приводим таблицу сети Барнаульского округа.
Таким образом, несмотря на то, что Барнаульский округ в целом является первым из всех западносибирских округов по многочисленности приходящихся на 1 пункт хозяйств (264 хозяйства при среднем 162 хозяйства), отдельные районы этого округа (Малоярский, Залесов-ский и др.) дают число хозяйств на пункт, превышающее среднюю окружную цифру до 50% и до 100% — среднюю западносибирских округов.
Неравномерность сети бросается в глаза при сравнении Залесовского и Мамонтовского района, которые при небольшой разнице в числе коров и почти одинаковой средней коровности различаются по числу заводов ровно вдвое (5 заводов и 11 заводов).
Такое же явление наблюдается при сравнении Чумыш-ского и Чистюньского районов, из которых у 1-го коров больше второго на 10 тысяч (на 64%), а заводов меньше на 2 (13%) при опять-таки почти одинаковой средней коровности (1,8 и 1,7).
Таким образом, необходимость расширения молочно-приемочной сети следует считать бесспорной и неотложной. Расширение это должно идти двояким путем:
а) Открытия новых сливочных отделений, для чего нужны некоторые затраты средств на оборудование, а также на подготовку персонала; открытие новых отделений должно соразмеряться со степенью укрупненности уже работающей артели, и в случае признаков загруженности, следует ставить вопрос об открытии вместо отделения самостоятельного небольшого ручного завода с организацией при нем артели.
б) Развития сборки молока путем расширения при всех артелях кадра возчиков, оплачиваемых либо сдельно, либо на комбинированной повременно-сдельной оплате.
в) Проведения силами артелей работы по объединению мелких поселков вокруг вопроса о совместной свозке силами самих крестьян молока на ближайшие отделения с установлением на первое время для таких, вновь вовлеченных сел льгот в виде авансирования, выдачи сильных кормов и т.п.
г) Установления мелких сепараторов в помещениях сборщиков.

1928 г.
585
ГАНО, ф. Р-299, on. 1, д. 689, л. 7—24. Незаверенная копия того времени. Машинопись.
1 Предварительный текст доклада РКИ. Окончательный текст доклада был заслушан на заседании коллегии отдела РКИ при Сибкрайисполкоме 25 января 1929 г. — ГАНО, ф. Р-291, on. 1, д. 393, л. 1-2.
2 Рукописная помета: «Когда было обследование». 'Рукописные пометы на полях: «Каковы хозяйственные условия»;
«Посмотреть список населенных мест».
4 Строка таблицы вписана от руки.
5 Рукописная помета на полях: В чем и как выражалось влияние на падение продукции масла: 1) укрупнение, 2) строительство, 3) отрыв от пайщиков, 4) ухудшение не отразилось на мясозаготовке и нехватке хлеба».
6 Рукописная помета на полях: «Это за какой же период?» 'Рукописная помета: «Кчему?».
8 Рукописная помета на полях: «Это какие же данные?»
9 Рукописная помета на полях: «Воды стало меньше».
10 Рукописная помета на полях: «Неверно, нет соответствующих] данных».
11 Рукописная помета на полях: «Верно».
12 Под цифрой рукописные цифры: 3092 и 5266.

1929 г.
№ 90
Докладная записка правления Маслоцентра в Сельскосоюз «О кооперировании крестьянских хозяйств в системе молочной кооперации»
г. Москва 31 января 1929 г.
СОЮЗ СОЮЗОВ сельскохозяйственной]
КООПЕРАЦИИ тов. РЯЗАНОВУ
«К материалам для тов. Молотова»
Сообщая требуемые по В/телефонограмме материалы для тов. Молотова, Маслоцентр считает необходимым привести данные по отдельным отраслям его работы, что позволит иметь большее представление о характере производственной работы в системе молочной кооперации за 1928 г. Также считаем необходимым указать, что в связи с тем, что отчетный год системы установлен с 1 января, полными данными за 1928 г. Маслоцентр не располагает и приводит в настоящей записке имеющиеся в его распоряжении отдельные сведения.
В 1928 г. число кооперированных хозяйств в системе молочной кооперации возросло на 17%, достигнув 1 300 ООО хозяйств при 2'/2 милл[ионов] коров.
По данным за 1926/27 гг. по сравнению с 25/26 гг. по системе молочной кооперации произошел рост вовлечения бедняцких хозяйств (бескоровных и однокоровных), в среднем по районам достигая в европейской части РСФСР до 10%, по Сибири и Уралу — 2—3%, и средняцких

1929 г.
587
хозяйств по тем же районам — от 6 до 10% при общем снижении удельного веса многокоровных хозяйств от 1,1 до 4,7% к абсолютному числу кооперированных хозяйств. В 1928 г. по неполным данным союзов системы удельный вес бескоровных и однокоровных хозяйств, а также их удельный вес в органах управления дает дальнейшее увеличение. Так, по Ленинградскому молокосоюзу удельный вес указанных хозяйств в общей массе кооперированных хозяйств поднялся с 35 до 38%, по Рязанскому — с 61 до 67%, по Башкирскому — с 37 до 42%. Также данные о социальном составе органов управления молкооперации, приводимые за 1927 г., говорят о росте в органах управления бедняцко-средняцких групп крестьянства.
По Сибири число бедняцко-средняцких групп возросло на 2,3%, число многокоровных в органах управления уменьшилось на 2,4%.
Наряду с увеличением роста бедняцко-средняцких групп растет число членов ВКП(б) и ВЛКСМ в управленческих органах артелей, в среднем по системе достигает 14%, дав за прошлый год возрастание по отдельным районам от 30 до 80%. В системе молочной кооперации созданы путем отчисления с прибылей и доплат «фонды бедноты», которые за 2 года составили сумму свыше р[уб.] 500.000. Вместе с тем необходимо отметить, что несмотря на ряд указаний со стороны Маслоцентра, в ряде случаев, благодаря недостаточному вниманию союзных и партийных организаций, фонды бедноты на местах полностью не использованы, а в иных случаях используются не по назначению.
Кроме создания фондов бедноты молкооперация во всей проводимой ею производственной работе предусматривает осуществление четкой классовой линии, направленной к предоставлению льгот по производственному кооперированию и обслуживанию бедноты (кредитное приобретение коров, утепление дворов, бесплатная агропомощь, льготное обслуживание контрольным делом, прогрессивный пай с коровы и оборота и предоставление льгот по снабжению кормами и в области контрактации молока и скота).
Примечание: под бескоровными надо иметь в виду кооперированные бедняцкие хозяйства, которым еще не предоставлены кредиты на приобретение коров, а также

588
1929 г.
др[угие] х[озяйст]ва, лишившиеся коров в результате стихийных случаев и группу выборных, в большинстве партийцев, работающих в артелях, но не имеющих молочного скота.
За 4 года системой молочной кооперации дооборудовано и восстановлено заводская сеть в размерах около 50% старой сети маслозаводов и на строительство вложено до 25 милл[ионов] р[уб]., из которых около 30% являются средствами кооперированного населения. За 4 года выстроено 2818 заводов, из них 119 механизированных, причем в новых районах выстроено 931 завод. В 1927/ 28 гг. построено 860 заводов с общей их стоимостью, равной 13 518 тыс. р[уб].
Агрозоотехническая работа системы, проводимая на средства, оставляемые из отчислений с оборота по сбыту молпродуктов, с прибылей, а также из незначительных дотаций земорганов, в основном сводилась к углублению производственного кооперирования молочного хозяйства.
В этой области Маслоцентром и его системой за 4 года израсходовано на агромероприятия свыше 5,4 милл [иона] р[уб]., из которых в 1928г. израсходовано 1800 т[ыс]. р[уб]. Из мероприятий, проводимых системой, необходимо отметить проведение утепления 50 т[ыс]. скотных дворов (в 1928 г. — 22 тыс.), распространение свыше 225 тыс. тонн сильных кормов (в 1928 г. — 140 тыс. тонн), а также проведение свыше 1000 показательных кормлений и конкурсов (в 1928 г. — 460).
В системе молочной кооперации организовано свыше 600 контрольных товариществ, объединяющих 36 000 крестьянских хозяйств, имеющих 48 000 коров. Эффективность агрозоотехнической работы системы характеризуется тем, что коровы, бывшие 2—3 года под контролем, дают в два раза больше молока, чем неподконтрольные коровы и что удои племенных коров, также находившихся 2—3 года под контролем, достигли от 2960 до 3.171 кг молока по европейской части РСФСР и по Сибири — от 1640 до 2400 кг молока в год, причем рекордные коровы дают средний годовой удой до 7000 кг молока (440 п[удов]).
В области производственного кооперирования и коллективизации молочного хозяйства работа системы про-

1929 г
589
водится по двум направлениям: а) по линии организации молочного хозяйства и производства молочных продуктов в колхозах системы Колхозцентра и б) по линии проведения и организации мероприятий и объединений по кооперативному и коллективному ведению молочного хозяйства вокруг маслоартелей. В целях поднятия молочного хозяйства в колхозах Маслоцентром с Кол-хозцентром, а на местах молсоюзами с местными колхоз-секциями заключены соглашения, предусматривающие предоставление льгот в области обслуживания колхозов. В частности, в 1928/29 гг. намечена постройка в колхозах 236 молочных заводов и ремонт 31 завода с общей стоимостью затрат в 2V2 милл [иона] рублей из средств, отпускаемых на индустриализацию молочного хозяйства.
Мероприятия по обобществлению производства молока вокруг молартелей разбиваются по степени перехода от более простых форм кооперирования к более сложным формам на 3 группы: а) производства молока и ведения молживотноводства в предприятиях молартелей (артельные фермы, рассадники молодняка, случные пункты, участки по кормодобыванию, силосы), как переходные формы от кооперирования сбыта и производства молпродуктов и индивидуального мелкого крестьянского производства молока к крупному кооперативному производству молока, б) кооперативное производство молока и ведение молочного животноводства с обобществленными постройками, содержанием и кормлением молочного скота и индивидуальным крестьянским владением молочным скотом, как переходная форма от кооперирования производства и сбыта на базе индивидуального мелкого крестьянского производства молока к коллективизации молочного хозяйства и в) коллективное производство молока и ведение молочного животноводства, как переходная форма от кооперирования производства и сбыта молпродуктов на базе индивидуального мелкого крестьянского хозяйства от ведения молживотноводства в форме предприятий молартелей и от кооперативного ведения молочного х[озяйст]ва к колхозам типа «артелей» и «коммун» (коллективные скотные дворы, телятники, силосы, участки по кормодобыванию).
В качестве иллюстрации о том, что из себя представляют молочные коллективы, приводим описание коллек

590
1929 г.
тива «Искра», находящихся в селе Желтоножки, Каурак-ского района, Н[ово-] Сибирского округа.
Коллектив организован 5 мая 1928 г. и в его состав входит 35 членов, из них женщин, самостоятельно ведших хозяйство, — 10.
По социальному составу коллектив охватывает бедняц-ко-средняцкое крестьянство и батраков (14%). В составе коллектива членов партии и комсомола насчитывается 25,7%. Пай в коллективе установлен в р[ублей] 100 с рассрочкой до 2-х лет и вносится деньгами, натурой (корова, лошадь), инвентарем и трудом.
Труд каждого члена коллектива определяется поденно или помесячно. На 1 /Х-28 г. стадо коллектива состояло из 54 коров, 3 быков-производителей и 10 голов молодняка. Все стадо обобществлено и содержится в коллективном скотном дворе.
В целях подбора стада по высокой продуктивности в октябре 1928 г. все стадо коллектива прошло хозяйственную браковку. В результате чего в коллективе было оставлено 39 коров, 3 производителя быка и 10 голов молодняка.
Обращает на себя внимание высокая продуктивность скота в коллективе. За 4 месяца средний удой на корову выразился в 62 пуда. Продукция по производственно-хозяйственному плану намечена из расчета получения 140 п[удов] с каждой головы молскота, тогда как средний годовой удой сибирской коровы равен 65—70 пуд.
Коллективом заарендовано 60 дес. хорошего пастбища с обильным травостоем и сбор грубых кормов в коллективе обобществлен. Оперативный план коллектива предусматривает получение в результате годовой работы 4 тыс. руб. прибыли.
Приведенные данные по молочному коллективу «Искра» показывают, что новые применяемые в молочном х[озяйст]ве формы коллективизации, в частности организация коллективных скотных дворов, является типом молочных колхозов и способствует перерастанию простейших производственных объединений в более сложную форму кооперации.
Особое внимание в работе системы молочной кооперации уделяется помимо проведения указанных мероприятий в области повышения продуктивности молочного

1929 г.
591
скота и мероприятием, направленным к организации кормовой базы молочного скотоводства. В 1928 г. системой молочной кооперации организовано показательных конкурсов и посевов корнеплодов — 4000, показательных участков с однолетними и многолетними травами — 300, и показательных участков по улучшению лугов и пастбищ - 30.
Перечисленные мероприятия по раздаиванию молочного стада и повышению его продуктивности, а также по организации кормовой базы являются основными формами повышения урожайности в молочном хозяйстве. На 1929 г. система молочной кооперации в этих целях намечает проведение комплексных агротехнических мероприятий в количестве 624 комплексов с охватом свыше 300 тыс. хозяйств и ряд специальных мероприятий в области кормодобывания, предусматривающих организацию свыше 4000 показательных участков с травами и корнеплодами, свыше 200 пастбищ, свыше 400 кооперативных силосов, 360 показательных участков по улучшению пастбищ и лугов, и организацию коллективных и кооперативных пастбищ при артелях, организацию коллективов по кормодобыванию, а также ряда силосных товариществ.
Наряду с этим молкооперацией намечено дальнейшее проведение контрактации молодняка, а также мероприятий по сохранению молочного стада от дальнейшего его сокращения. Для артелей намечена контрактация свыше 4 тыс. бычков, для колхозов — 1200 бычков и контрактация телок охватит количество голов для артельных стад около 26 тыс. и для колхозов свыше 6 тыс., причем для колхозных и случных пунктов намечено приобретение свыше 4000 бычков.
Проведенные системой мероприятия по кормодобыванию и производственного кооперирования являются недостаточными и складывается определенная диспропорция между мероприятиями по сырьевой базе и проводимой индустриализацией молочного хозяйства. Эта диспропорция вызывается отсутствием и отказом в отпуске в предыдущие годы работы молкооперации кредитов на агромероприятия. Система молкооперации сверх тех вложений по агроработе, о которых приводились в этой записке данные, произвести их дальнейшего увеличения в соответствии с нуждами молочного х[озяйст]ва не

592
1929 г.
может, так как это связано с увеличением отчисления по заносу молока, что может вызвать сокращение товарного отчуждения молока крестьянством в этих условиях, получающим низкие цены за молоко.
Кроме контрактации скота в настоящее время молкооперация проводит широкий опыт контрактацию молока в районе 6 союзов системы. Сущность применения контрактации молока сводится к тому, что под отпускаемые правительством корма и продукты продовольствия (хлеб и растительное масло) система Маслоцентра заключает договора на поставку определенного количества масла (Маслоцентром с союзом, союз с артелью и артель с носчиком). При проведении контрактации предусмотрен для колхозов и бедноты ряд льгот. Применяемая молкооперацией контрактация молока в районах потребляющей полосы является основным мероприятием по сохранению и увеличению товарности молока, а также связей крестьянства с плановым государственным хозяйством. Контрактацией предусматривается поставка 13 тыс. тонн масла.
Основными препятствиями к усилению производственной работы молкооперации является, кроме несвоевременного и неполного отпуска кредитов на строительство заводов, отсутствие кредитов на агромероприятия и коллективизацию молочного хозяйства. В данном обзоре производственной работы молкооперации указывалось, что агромероприятия и коллективизация осуществлялись почти исключительно на средства молкооперации, что при ограниченных размерах средств система не позволяет в должной мере практически оформлять стремление бедноты к подъему своего хозяйства и его коллективизации. Заявка Маслоцентра на 1928/29 гг. на постройку коллективных и кооперативных скотных дворов не удовлетворена до настоящего времени. Образование же местных фондов по коллективизации проходит слабо. Сибмаслосоюз сообщает, что организованный согласно постановления Сибкрайисполкома «миллионный фонд на коллективизацию молочного хозяйства» полностью не был создан по причинам отказа от внесения в этот фонд паев со стороны Сибсельбанка и Сибрайгосторга и что организованные специальные молочно-скотоводческие коллективы не смогли заготовить ввиду этого строитель

1929 г.
593
ных материалов. Отсутствием кредитов обусловлено то фактическое положение мероприятий по производственному кооперированию, которое показывает, что из двухсот с лишком коллективов в Сибири организовано 107 молколлективов, а также задержалась в ряде районов европейской части РСФСР постройка скотных коллективных дворов.
В 1928 г. особо остро сказался недостаток средств, необходимых на реконструкцию молочного хозяйства. Молкооперация за 4 года своей работы мобилизовала свыше 44 милл [ионов] руб. крестьянских средств (в среднем 16 р[уб]. 80 к[оп]. на 1 корову) и дальнейшее привлечение крестьянских средств может вызвать понижение выплаты за молоко и уменьшить его приток на заводы. В связи с этим дальнейшее привлечение средств на реконструкцию молочного хозяйства должно сопровождаться усилением отпуска кредитов на нужды молочного х[о-зяйст]ва и мобилизацией в возможно больших размерах участия населения в процессах реконструкции молочного хозяйства. Также дальнейшее развитие молочного х[о-зяйст]ва требует отпуска кредитов не только на заводское строительство, но и на организацию кормовой базы и молочного животноводства по пути коллективизации и создания крупного молочного хозяйства, в частности, необходим отпуск намеченных кредитов на комплексные агромероприятия и коллективизации молхозяйства в размерах, предусмотренных планом Маслоцентра на 1929 г. и утвержденным коллегией Наркомзема.
Характерным в затруднениях, имевших место в росте молочного хозяйства за 1928 г. является усиление дробления молочного хозяйства, замедление темпа прироста молочного стада и сокращение его в отдельных районах. Одной из существенных причин, вызвавших эти явления, были изменения с [ельско]хозяйственного] налога в сторону усиления его тяжести для молочного х[озяйства], а также сама практика применения с [ельско] хозяйственного] налога. На 1929 г. необходим пересмотр с[ельско]-х[озяйственного] налога, предусматривающий уменьшение тяжести его для молочного х[озяйст]ва, а также ряд мер, направленных к стимулированию дальнейшего кооперирования и заноса молока на артельные заводы. В 1928 г. наблюдался рост производственных расходов.

594
1929 г.
Наличие высоких производственных расходов, обусловленное сокращением заноса молока и вызывавшее в свою очередь дальнейшее его уменьшение1, требует принятия мер к сокращению роста производственных расходов. Наряду с намечаемыми в этой области системой молкооперации мероприятий по сокращению производственных расходов, необходимо принятие мер со стороны отечественной промышленности, отпускающей припасы и материалы для нужд молочного х[озяйст]ва и их удешевлению и улучшению качества, а также усиления проведения профсоюзами мероприятий в области повышения производительности труда рабочих молпромышленно-сти.
Существенным препятствием к росту производственной работы молкооперации является недостаточная устойчивость направления ведения хозяйства крестьянством по отдельным отраслям сельского хозяйства, обусловленная политикой цен и отсутствием твердо установленного направления в развитии хозяйства для отдельных районов. Это приводит к конкурентной борьбе отраслей сельского хозяйства, а также к ослаблению организующего влияния с[ельско]хозяйственной] кооперации на направление развития крестьянского хозяйства и вызывает параллелизм в работе отдельных видов сельскохозяйственной] кооперации по организации крестьянского хозяйства.
В соответствии с этим должно быть усилено внимание к развитию молочного хозяйства в тех районах и областях, где имеются надлежащие предпосылки для развития промышленного молочного хозяйства, а также созданы благоприятные условия для дальнейшей реконструкции молочного хозяйства в районах промышленного маслоделия, где организация зернового хозяйства должна быть проводима с учетом создания благоприятных условий для роста молочного скотоводства и промышленности.
Системой молкооперации должны быть приняты меры к усилению кооперирования молочного хозяйства, особенно в национальных и новых районах, и усилен охват крестьянских хозяйств в основных районах промышленного маслоделия. В предстоящей отчетно-выборной кампании системой молкооперации должны быть приняты к

1929 г.
595
усилению руководства бедняцко-средняцким крестьянством в органах управления, выдвижения крестьянки и чистки органов управления всех звеньев системы от чуждых и кулацких элементов.
В 1928 г. особо остро сказался недостаток кадров специалистов-производственников (скотоводы, маслоделы, зоотехники, инструкторы производственники) в молочной кооперации и промышленности, а также отсутствия квалифицированных партийцев на руководящей работе в союзном звене системы. Молочная кооперация, проводящая значительную учебно-курсовую работу и насчитывающая до 12 тыс. специалистов (мастера, скотоводы, инструктора и зоотехники, контроль-ассистенты и пр.) не в состоянии собственными силами подготовить соответствующие кадры требуемых развитием молочного х[о-зяйст]ва специалистов. Органы Наркомпроса должны принять практические меры к усилению выпуска специалистов молочного животноводства и хозяйства.
В связи с затруднениями, пережитыми молочным скотоводством и молпромышленным хозяйством в 1928 г., что отмечено в решениях ноябрьского пленума ЦК партии, должно быть обращено особое внимание на проведение мероприятий по обеспечению устойчивой благоприятной политики цен для молочного х[озяйст]ва, по предоставлению льгот по с[ельско]х[озяйственному] налогу, обеспечению районов молхозяйства дефицитными товарами и хлебопродуктами, проведение землеустройства и многополия в районах молхозяйства, а также мероприятия, способствующие укреплению кормовой базы и предоставления молочным коллективам льгот, предусмотренных для колхозов.
Председатель правления Маслоцентра М. Поляков
РГАЭ, ф. 4110, оп. 2, д. 181, л. 1—3. Заверенная копия того времени. Машинопись. Л. 1 — на бланке «Маслоцентра» с номером и датой исходящей регистрации.
1 Далее вычеркнута фраза: «а также и ее ослабление процесса кооперирования молхозяйства».

596
1929 г.
№91
Материалы СТО, Наркомторга и НК РКИ СССР по вопросам развития промышленного маслоделия1
№91а
Выписка из протокола заседания Совета труда и обороны
г.Москва 1 февраля 1929 г.
Кому: Госплан, РКИ, НКТорг, С[оюз] С[оюзов] с[ельско]хозяйственной] кооперации], Центросоюз
Слушали — Постановили:
2. (3) Ближайшие мероприятия по развитию продуктивного животноводства и молочной промышленности — во исполнение] постановления] СТО от 8.VT28r. (Доклад Госплана; д. №275-42; пр. 377, п. 11).
2. а) Доклад принять к сведению.
б) Поручить Госплану, РКИ и НКТоргу в 3-х-недельный срок представить в СТО свои конкретные предложения по вопросу о состоянии молочного хозяйства и молочной промышленности о мерах развития и укрепления их.
в) В случае установления по особой срочности отдельных вопросов поставить их на рассмотрение СТО ранее установленного срока.
Пом[ощник] управделами СНК СССР и СТО
С. Флаксерман
РГАЭ, ф. 4372, оп. 27, д. 439, л. 1. Заверенная копия того времени. Машинопись на типографском бланке. Поступила в 1Ъсплан 5 февраля 1929 г.

1929 г.
597
№916
Письмо члена коллегии Наркомторга СССР Панкратова заместителю председателя Госплана
Квирингу
г. Москва 2 февраля 1929 г.
Срочно
Зам. председателя Госплана СССР тов. Квирингу
Доклад о мероприятиях по развитию промышленного маслоделия и плана маслозаготовительной кампании на 1928/29 гг., назначенный к слушанию в СТО 1-го февраля с.г. был снят вследствие непредставления проекта постановления и доклада Госплана СССР членам Президиума СТО.
Причем из выступления представителя НРКИ т. Фуш-мана выяснились значительные разногласия как по вопросу о заготовительных ценах на масло, так, главным образом, о расчетных ценах на молоко, рационального использования средств по линии строительства заводов и вообще об оценке работы Маслоцентра как производственного объединения.
Для выяснения всех вопросов, связанных с установками, выдвинутыми в проекте Госплана СССР о развитии маслоделия и плане маслозаготовок, я прошу Вас назначить комиссию из ответственных представителей заинтересованных ведомств и организаций в составе: Наркомзема, НаркомРКИ (т. Фушмана), Наркомторга СССР (Панкратов), Наркомторга РСФСР (Буйко), ЦСХбанка, Маслоцентра (Поляков), Маслогосторга (Одинцов).
Учитывая, что проект постановления охватывает не только мероприятия по развитию молочной промышленности, но и оперативные моменты плана маслозаготовок на 1928/29 гг., считаю необходимым в СТО поставить не общий доклад Госплана СССР, а с содокладом Наркомторга СССР на основе предварительного согласования темы докладов между обоими учреждениями.
О Вашем решении прошу поставить меня в известность.
Член коллегии НКторга СССР Панкратов

598
1929 г.
РГАЭ, ф. 4372, оп. 27, д. 439, л. 2. Подлинник. Машинопись. Подпись — автограф. Документ составлен на бланке Народного комиссариата внешней и внутренней торговли с номером и датой исходящей регистрации. Получено в Госплане 5 февраля 1929 г.
№91в
Постановление коллегии Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции СССР
г. Москва 6 апреля 1929 г.
Госплану СССР
Слушали:
О результатах обследования маслоделия. (Внесен группой т. Фушмана. Постановление комиссии т. Лебедя от 29-111-29). Постановили:
Для устранения дефектов, установленных в результате обследования маслоделия, провести нижеследующие мероприятия:
I. Предложить Наркомземам Союзных Республик: 1) Расширить агро-исследовательские работы по кормодобыванию путем:
а) увеличения в 1929/30 гг. кадра агрономов-луговодов при агроучастках;
б) организации изучения кормовых возможностей отдельных районов;
в) расширения работы научных и опытных учреждений по изготовлению комбинированных кормов;
г) провести широкую пропаганду силосования кормов, организовать изучение разных типов силосов и разработать совместно с с[ельско]х[озяйственной] кооперацией вопрос об организации в 1929/30 гг. массового производства силосного оборудования;
д) предусмотреть в плане агро-зоотехнической работы молочной кооперации: расширение сети случных пунктов, контрактации бычков от рекордистов, расширение работ по опытному кормодобыванию, учреждение при крупных молочных союзах должности специалиста по

1929 г.
599
луговодству и усиление комплексно-гнездового метода воздействия.
2) Провести необходимые меры по обеспечению в порайонном разрезе сырьевой базы для молочной промышленности, в частности, путем проведения необходимых мер в области землеустройства, землепользования и правильного севооборота в районах развитого маслоделия.
II. Обязать Маслоцентр провести нижеследующие мероприятия:
1. Разработать типовое положение об укрупненной артели и установить детальный перечень экономических показателей, необходимых для решения вопроса об укрупнении молочных артелей.
2. Проверить не позже 1-VIII-29 г. состав укрупненных артелей, внеся необходимые коррективы в радиус их действия в пределах установленного максимума в 15 верст.
В случаях, если укрупненные артели не будут отвечать предъявляемым к ним требованиям в смысле максимального охвата товарного молока и удовлетворительного обслуживания пайщиков — допускать разукрупнение.
Уточнить районирование заселенных пунктов, входящих в зону действия маслозаводов и отделений.
3. Свести к минимуму задержки при приемке молока сдатчиками, организовав в необходимых случаях отдельные приемочные площадки.
Одновременно децентрализовать учинение расчетов.
4. Обязать правления артелей регулярной отчетностью перед собраниями пайщиков всех входящих в артель сел не реже 1 раза в квартал.
5. Ввести в 1929 г. нормирование производственных расходов маслоартелей путем преподания им вышестоящими звеньями расходных лимитов по основным статьям производственной калькуляции, составляемой с учетом порайонных особенностей, типов и продолжительности действия маслозаводов.
6. Ввести коллективное премирование рабочих и материалов за достижение установленных норм расходов и выдачу индивидуальных премий мастерам и машинистам за понижение норм расходования припасов и топлива.
7. Снизить с 1-IV-29 г. производственные расходы мае

600
1929 г.
лоартелей по Сибкраю не менее, чем на 10%, проведя в этих целях следующие мероприятия:
а) пересмотреть нормы выработки рабочих маслозаводов и отделений на основе доведения их нагрузки до нормальных размеров с соответствующим пересмотром штата рабочих и уплотнения рабочего дня;
б) ввести сдельную оплату труда, за исключением мелких заводов;
в) унифицировать ставки мастеров с дифференциацией их в зависимости от типа и производительности завода;
г) упразднить должности вторых платных членов правления;
д) удешевить заготовку льда, в частности, путем сдачи его с торгов и заключать с возчиками масла и материалов длительные договора;
е) заменить по согласованию с профорганизациями выдачу праздничных в период июнь—август с предоставлением дополнительных выходных дней натурой в последующие месяцы.
8. Принять к сведению заявление Маслоцентра о возможности понижения с 1-IV-29 г. производственных расходов маслоартелей по Уралу на 6% и по районам сладко-сливочного масла на 5%.
9. Определить и расширить права мастеров маслодельных заводов, усилив их права и ответственность в деле руководства производством.
10. Расширить применение стандартной упаковки до норм, установленных НКТоргом, при условии обеспечения последним маслозаготовителей стандартной тарой.
11. Произвести специализацию инструктажа по линиям: техническо-производственной и организационно-хозяйственной с закреплением инструкторов за определенной группой артелей.
12. Предоставить с 1929/30 гг. инструкторскому и зоотехническому персоналу наиболее отдаленных или неблагоприятных в климатическом отношении округов льготы в виде дополнительных отпусков и прибавки жалованья.
Одновременно разработать в двухмесячный срок положение о льготах, предоставляемых агро- и зооперсона-лу за бессменную работу в молочной кооперации в одном и том же округе или районе.

1929 г
601
III. Предложить Госторгу РСФСР и Маслоцентру: Сконцентрировать орг-инструкторскую работу в районах, где функционируют молочные союзы, в системе молочной кооперации, возложив на Госторг оплату соответствующей части расходов в размерах, устанавливаемых нормами НКТорга.
IV. Предложить НКТоргу, НКФ СССР и НКЗему РСФСР: Обеспечить при распределении кредитов на капитальное строительство в первую очередь восстановление и дооборудование заводов в районах старого маслоделия с тем, чтобы необходимое развитие маслоделия в новых районах шло преимущественно за счет вложения средств госзаготовителями путем постройки мелких или временных заводов с дальнейшей передачей последних молочным артелям. В частности, обязать Госторг РСФСР усилить в 1929 г. капиталовложения в постройку заводов в Восточной Сибири.
V. Предложить НКЗему и НКТруду РСФСР:
1. Установить единообразные и одинаковые ставки для агро-зоотехнического персонала по всем системам сельскохозяйственной] кооперации по районам.
2. Увязать агро-зоотехническую работу животноводческой и молочной кооперации в единый план агро-зооме-роприятий.
VI. Предложить НКПросу и НКЗему:
1. Открыть в 1929/30 гг. при нескольких сельскохозяйственных] вузах (в первую очередь сибирских) специальные кафедры по луговодству.
2. Расширить в 1929/30 гг. сеть животноводческих техникумов и низших молочных школ в важнейших масло-дельческих районах.
3. Обеспечить молкооперацию специалистами из числа оканчивающих с [ельско]хозяйственные] вузы.
VII. Предложить ЦСХБанку:
1. Не допускать каких-либо отступлений от предусмотренного ЭКОСО от 12-XI-28 г. поквартального распределения кредитов на капитальное строительство маслозаводов.
2. Обеспечить маслозаготовителям отпуск намеченных по плану кредитов на постройку коллективных теплых скотных дворов.
VIII. Предложить НКТоргу СССР:

602
1929 г.
1. Принять срочные меры к недопущению кружных перевозок жмыха при отправке его в маслодельческие районы.
2. Пересмотреть с 1929/30 гг. в сторону понижения нормы накидок для молкооперации в первую очередь в сладкосливочных районах.
3. Обеспечить выдачу Маслоцентру лицензий на импорт двух комплектов оборудования для опытной организации производства молочной кислоты.
IX. Предложить ВСНХ СССР:
1. Принять безотлагательные меры к улучшению качества продукции молочной аппаратуры и к введению стандартов на молочные термометры и бутирометры.
2. Организовать с 1929/30 гг. производство крупных сепараторов на Пермском сепараторном заводе.
3. Ускорить подготовительные работы по организации в Сибири завода ящичной тары из местных древесных пород и по постройке специального молочно-посудного цеха при Лысвенском механическом заводе.
4. Ускорить разрешение вопроса об организации на одном из крупных машиностроительных заводов производства комплектного оборудования для механизированных маслозаводов.
X. Просить ЦК пищевиков:
1. Указать своим местным организациям на необходимость усиления работы по поднятию производительности труда на молочных заводах и недопущения разрыва между ростом зарплаты и производительности труда.
2. Не допускать взимания низовыми профорганизациями с молкооперации отчислений на профнужды выше 2%.
XI. Предложить Цустраху НКТруда СССР: Пересмотреть нормы отчисления с молочных заводов
в сторону их понижения.
XII. Просить ВЦСПС об объединении в одном профсоюзе всех работников молочного производства.
XIII. Поручить группе т. Фушмана к 1 июля 1929 г. проверить выполнение данного постановления.
Щодлинный] п[одписал] Зам. народного комиссара РКИ СССР Д. Лебедь

1929 г.
603
РГАЭ, ф. 4372, оп. 27, д. 439, л. 62-65. Заверенная копия того времени. Отпуск. Машинопись. Получен в Госплане 10 апреля 1929г. Направлен в сельскохозяйственный отдел С.М.Лесли.
1 Кроме опубликованных документов в данном деле имеются другие протоколы, справки, докладные записки, письма, в которых раскрывается многообразие позиций различных ведомств по вопросу вывода из кризиса маслодельной отрасли. См. подробнее: Николаев А.А. Маслоделие в проектах Госплана и НК РКИ // Гуманитарные науки в Сибири. 2005. № 2. С. 91-95.
№ 92а
Выписка из протокола заседания коллегии НК РКИ
РСФСР
г. Москва 15 февраля 1929 г.
Кому: СХИ, Маслоцентр, Россельбанк, НКТорг РСФСР, Маслогосторг, ЭКОСО РСФСР, ЦК союза пищевиков.
СЛУШАЛИ:
О невыполнении постановления ЭКОСО РСФСР от 10/111-28 г. по вопросам молочно-масляного хозяйства (постановление] ЭКОСО от 12/Х1-28г.). Докладчик т.Астахов. Присутствовали представители:
от Маслоцентра — т.т. Поляков, Смолин, Купин
от Россельбанка — т. Брядовой
от НКТорга РСФСР — т.т. Вьюников, Эмануэль
от Маслогосторга — т. Липняк.
15 ч[ас]. 10 м[ин]. - 16 ч[ас]. 30 м[ин].
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Проект постановления по докладу сельхозинспек-ции о невыполнении постановления ЭКОСО РСФСР от Ю/Ш-28 г. по вопросам молочно-масляного хозяйства с внесенными поправками утвердить (см. постановление]).
2. Поручить сельхозинспекции в трехдневный срок составить краткую докладную записку для внесения в ЭКОСО РСФСР.
Председатель (Пастухов)

604
1929 г.
ГАРФ, ф. А-406, оп. 9, д. 851, л. 4. Заверенная копия того времени. Машинопись на бланке Коллегии НК РКИ РСФСР с номером и датой исходящей регистрации.
№926
Постановление коллегии НК РКИ РСФСР об ответственности Наркомторга, Маслоцентра и Россельбанка за состояние молочно-масляного
хозяйства
г. Москва 15 февраля 1929 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ коллегии по докладу сельхозинспекции о невыполнении НКТоргом РСФСР, Маслоцентром и Россельбанком постановления ЭКОСО РСФСР от 10/Ш-28г. по вопросам молочно-масляного хозяйства
Коллегия НК РКИ РСФСР констатирует, что:
1. Цены на сладкосливочное масло в кампанию [19] 27/ 28 гг. вопреки постановлению ЭКОСО РСФСР от 10/Ш-28г. снижены в среднем против [19]26/27гг. на 3 руб. 30 коп. за центнер; при этом снижение среднего уровня заготовительных цен явилось следствием такого планирования в построении помесячных цен на масло в [19] 27/28 гг., при котором последние за 9 первых месяцев были понижены сравнительно с [19] 26/27 гг. и повышены лишь за последние 3 мес, когда имелись значительные недозаготовки масла от размеров, предусмотренных планом.
2. Производственные и накладные расходы по маслозаводам и артелям, вместо намеченного постановлением ЭКОСО от 10/Ш-28г. снижения, в кампанию [19]27/ 28 гг. увеличились против соответствующих расходов предыдущего года на 16,4 к[и]л[о]г[рамма] масла: по Сибири — на 11,2%, Уралу — 5% и сладкосливочным районам — на 2%.
Основными причинами роста производственных и накладных расходов при этом являются: слабая производительность труда в маслозаводах, составляющая 70% от

1929 г.
605
довоенной, при одновременном росте зарплаты, достигшей 98,8% довоенной, растущая дороговизна маслопри-пасов и материалов (буковая клепка, пергамент, соль, олово), недоиспользование заводов в связи со слабой загруженностью их молоком, изношенность старых заводов и возросшие амортизационные отчисления по новым заводам при вышеуказанном слабом использовании технической мощности последних.
3. Размер фактических выплат за молоко производителю в кампанию 27/28 гг. в связи с вышеуказанным увеличением производственных расходов и отчислений от стоимости молока на образование кооперативных капиталов в районах экспортного маслоделия и снижением средних заготовительных цен на сладкосливочное масло был понижен по сравнению с таковыми в 26/27 гг., причем это снижение в отдельные месяцы выражалось: по Сибири от 4 до 8%, по сладкосливочным районам от 6 до 14%.
4. В кампанию [19]27/28 гг. население в районах маслоделия испытывало острый дефицит в основных продуктах питания, растительных и животных жирах, продовольственной муке, крупе и др[угих] продуктах, что отразилось на усиленном потреблении коровьего масла и молока самим населением и на недозаготовках масла.
5. Отпуск кредитов на капитальное строительство маслодельной промышленности в [19] 27/28 гг. производился крайне несвоевременно и в недостаточных размерах, больше 2/3 ассигнованного годового кредита были переведены местам в конце 3 и 4 кварталов, следствием чего явилась недостройка части заводов и напряженность финансового положения в маслоартелях, вынужденных производить изъятие и без того недостаточных оборотных средств на строительство.
6. Снабжение районов молочной кооперации и совхозов концентрированными кормами в кампанию [19] 27/ 28 гг. производилось с большим опозданием, концентрированные корма во многих случаях были завезены на места ко времени выхода скота на пастбища, когда присущая этим кормам эффективность в подъеме удойливости стад не могла быть реализована в достаточной степени.
Учитывая, что вышеуказанные недочеты по выполнению постановления ЭКОСО от 10/III-28 г., помимо ряда

606

No comments:

Post a Comment