Friday, June 6, 2014

13 Сибирская маслодельная кооперация

и станками считать необходимым произвести своевременное и в достаточных размерах кредитование из государственных средств.
Д) Впредь до полного удовлетворения маслопромыш-ленности отечественной доброкачественной клепкой допустить импорт таковой в размерах потребных и в сроки, обеспечивающие доставку на места заготовок при непременном условии образования 20%-го резервного фонда клепки.
Е) Освободить маслоэкспортирующие организации от обязательств принимать от отечественной промышленности 30% клепки третьего сорта, для маслоделия абсолютно непригодной.
Ж) Предложить НКПС, Центрореке, Совторгфлоту, Тамуправлению и маслозаготовителям под строгую ответственность принять решительные меры к устранению все еще замечаемых небрежных обращений с маслоприпаса-ми при перевозке и хранении их, не допуская транспортировку в сырых и загрязненных вагонах и пароходных трюмах и непокрытых повозках, разгрузку и хранение совместно с другими товарами, обладающими специфическими запахами и т.д.
VII. Складское хозяйство.
Обследование III складов заготовителей показало, что из них пригодных для хранения масла имеется 7,8%, требующих капитального ремонта — 55,4% и непригодных для хранения вовсе — 36,8%. На основании этого признать, что складское хозяйство заготовителей не отвечает требованиям хранения масла и количественного роста маслоделия, почему необходимо:
А) Все склады, признанные вовсе непригодными для хранения масла, с 1-го мая 1928 г., закрыть для приемки и обязать заготовителей к тому времени или построить новые, или капитально отремонтировать их, или подыскать подходящие иные помещения.
Наркомторгу РСФСР к 1-му октября 1927 г. объявить список складов, подлежащих закрытию или переоборудованию.
Б) К этому же сроку обязать заготовителей произвести капитальный ремонт в складах, признанных требующими капитального ремонта, или возвести новые строения.

412
1927 г
В) Поручить Наркомторгу РСФСР совместно с заготовителями пересмотреть всю сеть складов для припасов и материалов и все неудовлетворительные закрыть, заменив их соответствующими своему назначению.
Г) Маслозаготовляющим организациям для выполнения этой работы надлежит теперь же ассигновать средства на ремонт и переоборудование складов и войти в соответствующие организации с ходатайством об отпуске специального долгосрочного кредита.
Д) Поручить Наркомторгу РСФСР и Наркозему разработать типы удовлетворительных складов для приемки и хранения масла к 1-му октября и, после утверждения Молочно-масляным комитетом, преподать заготовляющим организациям.
VIII. Организационные вопросы.
A) Произвести слияние торговой масляной инспекции Наркомторга РСФСР и производственной инспекции Наркомзема РСФСР.
Б) Для единого руководства восстановлением промышленности и выполнения функций, присвоенных торговой и производственной инспекциям, организовать при Нар-комземе молочный отдел с директивными функциями и руководством местами.
B) Штатные единицы и личный состав инспекции Наркомторга РСФСР как в Центре, так и на местах передать во вновь организуемый молочный отдел Наркомзема, увеличив в свою очередь штатные единицы производственных инспекторов. Положение об отделе выработать Наркомзему и согласовать с Наркомторгом и НКРКИ РСФСР.
Г) Считать необходимым пополнение будущего масляного отдела Наркомзема и аппаратов торгово-производственной инспекции на местах специалистами соответствующей квалификации, для чего пересмотреть оплату труда в сторону его повышения до действительных норм, могущих заинтересовать квалифицированных специалистов.
Д) В связи с этим молочно-масляный комитет Наркомторга РСФСР передать в Наркомзем.
Е) Организовать на Урале и в Казакстане при земорга-нах масляные комиссии.
Ж) Контрольные экспортные пункты и пункты, рабо

1927 г.
413
тающие на потребительских рынках, сохранить в аппарате Наркомторга.
3) Организовать в зимний период 1927/28 гг. как в центре, так и на местах повторные краткосрочные курсы для переподготовки торговых и производственных инспекторов.
И) Созвать в январе 1928 г. широкий съезд по вопросам промышленного маслоделия и молочного хозяйства при участии торговых, производственных, транспортных, научных и правительственных организаций и учреждений.
К) Признать необходимым на ближайшие годы оставить на масляном рынке госзаготовителей, расширив объем их работы в торговле и во вложении капиталов на восстановление промышленного маслоделия, для установления же нормальных взаимоотношений между кооперацией и госорганами и обеспечения вложения госорганами средств уточнить в законодательном порядке постановление СТО о 80%-ном обслуживании не только заготовок и сбыта, но и технического, организационного и экономического обслуживания.
Л) Учредить при Молочно-масляном комитете постоянную научную комиссию по разработке и руководству научно-техническими и опытно-исследовательскими работами в производстве и товарообороте.
Заключение.
Помимо того, комиссия считает необходимым отметить как положительный фактор рост внимания как заготовителей, так советских и партийных организаций областного, окружного и низового масштабов к вопросам развития молочного хозяйства и промышленного маслоделия, качеству продукции и мероприятиям, способствующим количественному росту экспорта масла. Однако, вне зависимости от роста активности и хозяйственной деятельности заготовителей, борьба за качество и, в частности, с плесенью не может дать решающих результатов без устранения отмеченных выше комиссией дефектов и проведения в жизнь предлагаемых мероприятий, которые требуют больших капитальных затрат не только со стороны заготовителей, но и со стороны государства.
Председатель комиссии Стороженко
Члены: Клейман, Букбардт

414
1927 г.
ГАРФ, ф. А-406, оп. 8, д. 81, л. 32-37. Подлинник. Отпуск. Машинопись. Подписи — автографы Стороженко и Клеймана.
№ 68
Из резолюции пленума Барабинского окружкома РКП(б) «О молочной кооперации»
г. Барабинск 17 сентября 1927 г.
РЕЗОЛЮЦИЯ1 по докладу т. Рязанова «О МОЛОЧНОЙ КООПЕРАЦИИ»
Ш-я Сибирская партийная конференция в деле организации сельского хозяйства придала исключительное значение животноводству. ... «В мероприятиях по реорганизации сельского хозяйства необходимо взять твердый курс на развитие и улучшение всех отраслей животноводства и на создание благоприятных кормовых условий с тем, чтобы сельское хозяйство края в целом получило животноводческий уклон» (из резолюции Ш-й Сибирской] партконференции об основных вопросах сельского хозяйства).
Из отраслей животноводства особое внимание уделено молочному животноводству и маслоделию. «Особое внимание должно быть обращено на развитие молочного животноводства и промышленного маслоделия» (там же).
Точно так же окружная партийная конференция в своих решениях определяла направление сельского хозяйства в сторону животноводства и требовала принятия мер к развитию животноводства, особенно маслоделия — «животноводство округа, главным образом в части маслоделия, как самая доходная часть крестьянского хозяйства требует принятия практических мер в деле дальнейшего развития и более правильной постановки этого дела». (Из резолюции 2-й окр[ужной] конференции «О состоянии и развитии сельского хозяйства округа»).
Животноводство, особенно молочное хозяйство, являющееся основным источником доходов крестьянства нашего округа: из всех доходов 80% занимает животноводство, а из этих 80% доходы от маслоделия занимают

1927 г.
415
74,7%, все еще не занимает нужного места в хозяйственной деятельности советских и земельных органов, а также и недостаточное внимание к этому вопросу со стороны районных партийных организаций и ячеек. Молочная кооперация, объединяющая 80,8% хозяйств, 80,9% коров округа, является основной и важнейшей организацией, через которую должна проходить реорганизация нашего животноводческого хозяйства и улучшение промышленного маслоделия.
Ряд важнейших директив окружной конференции, окружного комитета по улучшению молочного хозяйства и молочной кооперации остаются невыполненными, поэтому основное внимание должно быть обращено на выполнение ранее принятых решений. Наряду с этим внимание окружной партийной организации должно быть сосредоточено на следующих моментах работы молочной кооперации:
1. Усилении маслозаготовок.
2. Строительстве маслозаводов.
3. На организационных вопросах в связи с укрупнением маслоартелей и организации окружного Маслосоюза.
4. На развертывании работы по улучшению молочного стада.
I. МАСЛОЗАГОТОВКИ
1. Маслозаготовительная кампания текущего года характеризуется выполнением плана на 1 сентября на 96% (годового плана — 88,6), увеличением масляной продукции на 9,5% против прошлого года, изжитием ажиотажа между маслозаготовительными организациями и повышением удельного веса в заготовках молочной кооперации на 21,1% (удельный вес ее в настоящее время 61,8%). В наступающем хозяйственном году необходимо удельный вес молочной кооперации повысить до 70% и провести решений 2-й окружной конференции об уменьшении числа заготовителей в одном пункте.
2. Качество масла остается и по настоящее время очень низким и работе по повышению качества молочной кооперацией обращалось недостаточное внимание, поэтому необходимо молочной кооперации шире развернуть работу по улучшению качества масла.

416
1927 г.
II. СТРОИТЕЛЬСТВО МАСЛОЗАВОДОВ
1. Состояние маслозаводов нашего округа характеризуется ветхостью (63,5% построены до 1917 г.), плохим оборудованием и малой производительностью (75% заводов производством до 1000 п[удов]), низким качеством вырабатываемого масла. В целях дальнейшего развития маслоделия необходимо все эти негодные заводы заменить новыми, отвечающими задаче промышленного маслоделия, для этого необходимо увеличение кредитов на постройку заводов.
2. В последнее время появился в работе маслозаготовителей своеобразный строительный «ажиотаж» — перебивание друг у друга пунктов постройки заводов, захват пунктов с целью извлечения масляной продукции, а не постройки заводов и т.д., нужны решительные меры для изжития этих явлений, для чего фракции окрИ[спол]-К[ом]а твердо устанавливать пункты для построек заводов каждому заготовителю и проводить контроль за строительством заводов.
3. Строительство маслозаводов в округе за последние годы и в особенности характеризуется: поздним началом строительства и несвоевременным отпуском кредитов: отсутствием плановой заготовки строительных материалов и запоздалой заявкой на рабочую силу; отсутствием нормального технического надзора и невыполнением плана строительства; слабым изучением мест построек и общих условий будущей деятельности заводов.
В целях устранения отмеченных недостатков в дальнейшем необходимо строго придерживаться утвержденных планов строительства заводов и их типов. Одновременно пленум ОК обращает внимание фракций окриспол-кома, маслосоюзов и госзаготовителей на необходимости радикального улучшения способа заготовок строительных материалов, на необходимости организации постоянного авторитетного технического контроля, а также на необходимости своевременного обеспечения строительства квалифицированной рабочей силой.
Имея в виду решение краевого центра о перенесении строительного сезона с октября месяца на январь, поручить фракции окрисполкома общий план строительства уточнить и определить твердые сроки производства по

1927 г.
417
строек и вместе с тем установить ответственность госзаготовителей и молсоюзов за производство сооружений.
4. Строящиеся новые заводы по преимуществу являются с малой производительностью и, считая, что маслоделие в округе носит промышленный характер и что крестьянство достаточно подготовлено к укрупнению, в дальнейшем постройку новых заводов, как правило, производить укрупненно-механизированные и с конным приводом, строя мелкие заводы там, где невозможно укрупнение. Причем постройке крупных механизированных заводов должна предшествовать предварительная серьезная работа по изучению будущих производственных перспектив этого завода и вместе с тем должно быть обращено серьезное внимание на изучение мест построек.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Выработанная сеть укрупнения артелей оказалась нежизненной, крестьянство пошло на большее укрупнение, поэтому необходимо вновь пересмотреть сеть укрупнения, взяв за основу постройку заводов вышеуказанного типа. Перед окончательным утверждением передать этот план для проработки в районных организациях.
2. Наиболее целесообразной формой управления в укрупненных артелях считать введение института уполномоченных.
3. При укрупнении маслоартелей будет ощущаться острая потребность в квалифицированных мастерах и счетоводах, поэтому необходимо сейчас же заняться подготовкой этой категории работников, особенно мастеров, иначе могут получиться своеобразные «ножницы» между наличием хороших заводов и отсутствием хороших мастеров.
4. Требования к руководителям артелей при укрупнении повысятся во много раз, поэтому уже сейчас необходимо заняться подбором работников и при помощи курсов повышать их подготовку.
5. Отмечая недопустимую халатность районных парторганизаций и фракций молсоюзов в деле использования фондов по кооперированию бедноты, пленум категорически предлагает эту работу усилить, направив использование этих фондов по линии покупки коров для бедняков и втягивания их в кооперацию, установив систематиче
14-3523

418
1927 г.
ское пополнение фондов за счет отчисления 1/ копейки с пуда молока.
6. Успешный ход укрупнения артелей, необходимость удешевления аппарата и улучшение увязки работы селько-операции с окружными регулирующими органами вызывают необходимость скорейшего выполнения решений окружной конференции об организации окружного Маслосоюза, для этой цели бюро ОК созвать окружной съезд маслоартелей в ноябре м[еся]це, не созывая районных, так как решения районными съездами вынесены о слиянии. Для приближения аппарата окружного союза должна быть введена система районных контор с аппаратом консультантов-инструкторов для организационного обслуживания артелей.
Районным партийным организациям необходимо сейчас же начать разъяснительную работу среди крестьянства о целесообразности организации окружного молсо-юза и при выборах уполномоченных на окр[ужной] съезд развернуть работу РК и ячеек по всемерному усилению влияния бедноты при этих выборах по решительному отпору кулацким элементам в молочной кооперации и большему вовлечению женщин.
7. Перевыборную кампанию маслоартелей в округе назначить с 1 января 1928 года. Основной задачей данной кампании должно явиться: усиленная работа парторганизаций за овладевание влияния в кампании бедняцких масс, за укрепление блока бедняка со середняком, за обеспечение в руководящем составе «правлений» партийными и бедняцкими силами за более широкое вовлечение женщин и, главным образом, добиваться укомплектования руководящего состава в укрупненных маслоартелях. Поскольку в этих моментах в прошлой кампании были отрицательные стороны, пленум обращает внимание рай-парторганизации на изжитие таковых.
4. АГРОТЕХНИЧЕСКАЯ РАБОТА КООПЕРАЦИИ
1. «Нищенская» производительность коровы (2 пуда масла в год) ни в коем случае не может оставаться такой же и в дальнейшем. Необходимо всемерно усилить работу агрономической организации земельных органов и молочной кооперации в деле улучшения молочного скота.

1927 г.
419
Молочная кооперация, организующая переработку молока 80,9% коров округа, должна стать основным массовым приводным проводником агрономических мероприятий по улучшению молочного скота. Сейчас же агротехническая работа кооперации не занимает должного места в системе работы кооперации и совершенно отсутствует в работе артелей.
2. Наряду с проведением массовых агрономических мероприятий необходимо улучшить работу существующих контрольных союзов, расширив обхват хозяйств ими и расширить работу по организации новых.
3. В целях приближения агрономической помощи к населению и лучшего развития агрономической работы, считать необходимым в укрупняемых артелях введение института зоотехников.
4. Развитие скотоводства в округе вошло в полосу замедленного роста, главным образом благодаря недостаткам кормов, поэтому необходимо принять ряд мер по изжитию нехваток кормов путем массового улучшения лугов, мелиорации, посева кормовых трав, распространения жмыхов и т.д.
<...>
ГАНО, ф. П-19, on. 1, д. 162, л. 52—56. Незаверенная копия того времени. Машинопись.
1 Приложение к протоколу № 3 пленума Барабинского окруж-кома ВКП(б) (15-17 сентября 1927 г. (там же, л. 30-32), подписанному (автограф) секретарем окружкома В. Кузнецовым.
№ 69
Из докладной записки правления Сибмаслосоюза о предварительных итогах отчетно-перевыборной кампании 1927 г. в маслоартелях
г. Новосибирск [октябрь] 1927 г.
А. Подготовка и руководство
При проведении отчетно-перевыборной кампании в маслоартелях Сибмаслосоюз руководствовался директив
14'

420
1927 г.
ными указаниями крайкома ВКП(б) и Сибкраймежкоопсо-вета как в части усиления охвата политического влияния перевыборов, обеспечивающих большее руководство в артелях за членами партии, так и в разрешении организационно-хозяйственных задач, направленных на расширение товарной и молочной продукции края и общим хозяйственно-финансовым укреплением молкооперации в целом.
Исходя из этих основных установок, правлением Сибмаслосоюза были даны соответствующие директивные указания, в основном сводящиеся к следующему:
1) обеспечение достаточного и твердого политического руководства и влияния перевыборами в целях обеспечения руководящего состава в органах управления и контроля в артелях за членами партии и создания вокруг артелей бедняцко-середняцкого блока;
2) разрешение организационных задач в области усиления темпа кооперирования, укрупнения маслозаводов, кооперирования женщин, широкое проведение агрикультурных мероприятий;
3) разрешения хозяйственно-финансовых вопросов, как строительства новых маслозаводов, сбор и увеличение паевых взносов, создания различных фондов, сокращения производственных расходов и рационализация производства.
В развитие директив крайкома ВКП(б) на основе постановления правления было разработано и разослано союзам инструкционно-директивное письмо о порядке проведения перевыборной кампании, конкретно предусматривающее следующие моменты:
1) Усиление кооперирования всех крестьянских хозяйств, особенно бедняцко-середняцкой части, и поднятия активности пайщиков и создания вокруг артелей актива на основе бедняцко-середняцкого блока.
2) Проведение в подготовленных районах укрупнения маслозаводов и ряда мероприятий, направленных к улучшению техники выработки и качества масла.
3) Максимальное снижение расходов по производству путем расширения и рационализации производства.
4) Создание в артелях фондов по оказанию помощи бедноте и улучшению быта женщин из результатов операции 26/27 г. путем отчисления 10% из суммы добавочных

1927 г.
421
в фонд кооперирования бедноты, 8% из этих же источников в фонд улучшения быта женщин и дополнительно 3% в этот же фонд имени 10-летия Октябрьской революции.
5) Усиление капиталонакопления в артелях по линии оседания специальных капиталов и увеличения паевого взноса с коровы — в последнем случае паевой взнос на корову должен быть доведен до 4-х рублей и в текущем, т.е. в 28 г., должно быть собрано дополнительно к уже собранным не менее одного рубля на корову; также привлечение средств от пайщиков в виде вкладов в кредитные товарищества, сберкассы и приобретения крестьянского займа.
6) Внедрение агрикультурных мероприятий, улучшение содержания и кормления скота, постройки теплых скотных дворов, улучшение выгонов и лугов и т.д.
7) Принятие мер к обеспечению максимального участия пайщиков на собраниях.
8) Обновление органов управления и контроля в артелях в сторону улучшения социального состава выборных за счет усиления бедняцкого и середняцкого их состава и вовлечения на руководящую работу женщин и молодежи.
В целях обеспечения успешного проведения на перевыборных собраниях всех вопросов, вытекающих из директив крайкома и в развитие их конкретных мероприятий Сибмаслосоюза по линии крайкома даны были указания на места о проведении бедняцких собраний по организации и сплочению бедняцкого и средняцкого блока. Руководство и проведение бедняцких собраний в соответствии с указаниями крайкома должны были осуществляться местными парторганизациями при участии и содействии кооперативного инструктажа.
Подготовка к перевыборной кампании широко была освещена на страницах газеты «Сельская правда».
Ответственность за проведение перевыборной кампании была персонально возложена на одного из членов правлений молсоюзов.
<...>1
В. Активность пайщиков и отдельных социальных групп в перевыборной кампании
Истекшая перевыборная кампания характеризуется

422
1927 г.
возросшей активностью пайщиков. Особенно значительно, по сравнению с предыдущими годами, возросла активность бедняцко-середняцких групп.
1. Собрания бедноты и ее активность
Этот момент заслуживает особое внимание. По неточным сведениям, полученным от семи союзов (нет сведений от [...]) проведено 1129 бедняцких собраний. В прошлом году их было проведено 690.
В прошлогодней кампании в целом ряде артелей беднота не посещала собрания. Были случаи, когда беднота отказывались идти на бедняцкие собрания из боязни вызвать недовольство со стороны зажиточной части пайщиков. На общих собраниях беднота под влиянием кулаков выступала и голосовала против решений, ранее вынесенных на своих бедняцких собраниях. Случаи, аналогичные последнему, имели место и в текущем году (Томск, Тара), но они уже составляли редкое исключение.
В текущую перевыборную кампанию собрания бедноты проходили более активно. Беднота смело шла на собрания и активно выступала на них. Бедняцкие собрания состояли, главным образом, из бедняков и средняков. Имело место участие на бедняцких собраниях и зажиточных (Тара, на собраниях участвовало: 69,3% бедняков, 25,6% средняков и 5,1% зажиточных). Так, где были предварительно проведены собрания бедноты, общие собрания артели проходили более организованно.
2. Общие перевыборные собрания артелей
Итоговые данные о степени участия и активности пайщиков, их общих собраниях в основных цифровых данных сводятся к следующему:

По
Сколь-
Из них
%
В артелях, где проведены собрания

сколь-
ко в
уча-


уполномоченных

Наименование союзов и агентств
ким арт[е-лям] даются сведения]
них состояло на 1/Х 27 г. членов
ство-в[ало]
на перевыборных] собраниях]

По
скольким
арт[е-лям]
даются
сведения]
Состояло членов на 1/Х-27 г.
Выбрано упол-номо-ч[ен-
ных]
Из них участвовало] н[а] собраниях]
%
Всего артелей
По 10 союзам
1069
228 736
103 381
45,2
290
128 355
13 906
11 250
80,0
» 6 аг[ент-
208
18 275
8501
46,5





1507
ст]вам









 1927 г.
423
Степень участия пайщиков на общих собраниях (45,2%) и собраниях уполномоченных (80,9%) дает средний % участия пайщиков на перевыборных собраниях примерно 53%.
В прошлом году степень участия пайщиков на перевыборных собраниях артелей определялась в [..,]. Значительное повышение степени участия членов в общих собраниях по сравнению с прошлым годом указывает на оживление, активность пайщиков, заинтересованность их в делах маслодельных артелей и системы молкооперации в целом.
По отдельным союзам (округам) активность неодинакова. В то время, когда Барабинский и Тарский союзы дают по общим собраниям — первый 64,3%, а второй 60,5%, Рубцовский союз дает 34,7% участия, Каменский — 35,9 и Славгородский — 41,2% (таблицы по союзам и агентствам прилагаются). Слабое участие пайщиков в общих собраниях артелей в округах Рубцовском, Славгородском и Каменском нужно объяснить: слабой подготовительной работой и отсутствием достаточного внимания к проведению собраний бедноты. Так, наприм[ер], Рубцовский союз очень мало уделял внимания проведению собраний бедноты, в результате степень участия в общих собраниях 34,7%.
3. Борьба отдельных социальных групп
Как и в прошлом году, борьба отдельных социальных групп на общих собраниях маслодельных артелей выявилась по организационно-хозяйственным вопросам: укрупнения артелей, капиталонакопления, агромероприятий, выборов органов управления и контроля, создания разных фондов и т.д.
Количество выступавших в прениях составляет в среднем 23,3% по отношению к числу участвовавших на общих собраниях. В прошлом году эти выступления составляли 15,1%.
Из 1359 маслоартелей в 410, или 23,2%, выступали, главным образом, бедняки, в 610, или 43,5%, выступали средняки, в 34, или 3,3%, выступали зажиточные, а в остальных 25% не было точного учета. По отдельным союзам — Тарскому — на общих собраниях выступало бедняков 38,9%, средняков — 38,1% и зажиточных — 3,0%, и

424
1927 г.
Славгородскому — бедняков — 27,3%, средняков — 68,0 и зажиточных — 4,7%.
Как по числу учтенных артелей, а равно и по числу отдельных выступлений общее соотношение в выступлениях разных социалистических групп находится в соответствии с удельным их весом в общем составе пайщиков маслоартелей. Большинство обеспечено за бедняцко-сред-няцким блоком.
4. Характер выступлений
Беднота и средняки в своих выступлениях отмечали слабое обслуживание артелей техническим инструктажем, недостаточные размеры кредита, недостаток кормов, необходимость усиления агромероприятий, на высокие производственные расходы артелей.
По основным вопросам бедняки или вместе со средня-ками и в своих выступлениях проявляли максимум заинтересованности в делах артелей. Имели место случаи, когда и бедняки и средняки выступали против создания бедняцких фондов (Томский округ) и средняки (Тарский округ) против создания бедняцких фондов и фондов улучшения быта женщин. Они заявляли: «Кому эти фонды нужны, те пусть их и создадут». Последний случай в материалах отмечается как единичный, когда средняк колебался в своих решениях: идти ли с беднотой или с кулаками.
В выступлениях зажиточной и кулацкой части имели место агитация против укрупнения маслозаводов, постройки новых, увеличения паевых взносов, образования фондов по кооперированию бедноты и улучшения быта женщин. Эти группы заявляли, что беднота сидит у них на содержании: они платят за бедноту налог, паи и т.д. В Кондратьевской артели, Тарского округа пытались зажиточно-кулацкие группы вести агитацию, что в маслоартелях нет свободы выборов. Кулаки кричали: «Вот вы нам прислали и без выборов назначили нового предРИКа, которого крестьяне должны терпеть, а теперь хотите нам председателя артели навязать».
В общем надо отметить, что в текущем году на ход перевыборной кампании кулаки никакого влияния не имели.
Бедняцко-средняцкая часть была более организована и сплочена, чем в прошлом году.

1927 г.
425
Г. Результаты перевыборов
Цифровой итог о перевыборном составе представляется в следующем виде:
Выборные органы в маслоартелях в 1927/[2]8 гг. в сравнении с 1926—1927 гг. (данные с [...] м[асло]арт[елей])

Муж-
Жен-
Членов
Бес-
Бес-
Имеющих коров

чины
щины
и кандидатов]
пар-т[ий-
ко-ров[-ных]
1
см
со
итого 1-3
4-6
7-9
10и более



ВКП(б)
ВЛКСМ
ных] 







На 100
99,6
0,4
23,0
1,1
75,9
2,5
18,0
48,1

63,6
25,2
4,8
1,4
председателей] м[асло]-арт[елей] приходится]: 1927/[2]8 На 100
91,3
8,7
10,5
2,0
87,5
2,5
18,1
48,1

63,7
24,4
5,0
1,9
членов













правле-













ний с













предсе-













дателями] 1927/[2]8 На 100
93,6
6,4
11,5
3,4
85,1
6,1
19,3
45,0

69,4
23,2
4,7
1,7
членов













ревизионных]













комиссий













Останавливаясь на составе председателей правлений, нужно отметить, что здесь имеется значительное улучшение. В основных районах маслоделия партийная часть увеличилась на 10%.
По отдельным союзам увеличение партийного состава председателей неодинаково. Незначительное число коммунистов дает Омский и Барабинский союзы (таблицу по союзам к сему прилагаем).
По имущественному положению (по наличию коров) председательский состав улучшился за счет усиления бедняцкой малокоровной части выборных.
Немного иную расстановку сил в общественно-политическом и социальном отношениях мы имеем в остальном составе вновь выборных членов правления артелей.

426
1927 г.
В составе членов правлений меньший % коммунистов, чем в председательском составе, но зато в составе членов правлений имеется больший % комсомольцев и женщин. Особенно следует отметить рост % женщин по сравнению с прошлым годом — больше в 2 раза (4,2% до 8,7%). Старых работников в составе членов правлений меньший %, чем в составе председателей. Произошло значительное обновление за счет вовлечения новых кадров.
Социальный состав (по коровности) членов правления в общем по всем районам Сибири изменился в сторону увеличения бедняцко-средняцких групп.
В составе ревкомиссий, по сравнению с прошлым годом, значительно увеличился удельный вес коммунистов и комсомольцев и особенно женщин.
По имущественному положению ревизионные комиссии, в основном бедняцко-средняцкий элемент, многоко-ровные группы занимают самый ничтожный % и из года в год теряют свой удельный вес.
Общая характеристика выборного состава в артелях в основном такова:
а) Председательский состав, как по удельному весу в нем коммунистов, так и по своей подготовленности к руководящей работе в артелях и социальному составу (52% в новом составе председателей переизбраны из старого состава, т.е. оставлена лучшая часть), удовлетворительный.
б) Состав правлений и ревизионных комиссий обновлен на 30%, отсеяны малодеятельные элементы, усилена коммунистическая и комсомольская прослойка. Особенно большое место по отношению к общему удельному весу в составе пайщиков заняли женщины.
Д. Растраты
Растраты в артелях, как еще массовое явление, не изжиты. Из 1785 артелей, отчеты которых получены, в 195 артелях обнаружены растраты на сумму 47 166 руб., или в среднем около 242 руб. на артель.
В прошлом году из 2024 артелей обнаружены растраты в 325 артелях на сумму 58 505 р[уб]., или в среднем на одну артель, в которой обнаружены растраты, 180 рубл.
Средняя сумма растраты, падавшая на одну артель, большая, чем в прошлом году. Растраты до 100 руб. составляют 27,2% и свыше 100 руб. — 72,8%. В прошлом

1927 г.
427
году растраты до 100 руб. составляли 50,6% и свыше 100 руб. - 49,4%.
Таким образом, если в растратах 1925/26 гг. имелось больше мелких растрат, как результат недочетов, то в 1926/27 гг., по-видимому, имеются злостные растраты.
Растратчиками являются исключительно председатели артелей. Среди растратчиков члены ВКП(б) занимали 8,5% и члены ВЛКСМ — 2,6% (в прошлом году растратчиков членов ВКП(б) было 6,5% и члены ВЛКСМ - 1,2%). Процент растратчиков среди членов ВКП(б) и ВЛКСМ увеличился.
По имущественному положению растратчики составляют группу от бескоровных до 3-х коров включительно. По этому признаку в прошлом году растратчиков было 58%, а в истекшем эта группа занимает 65%.
Е. Вопросы кооперирования и капиталонакопления
1. Кооперирование
Степень вовлечения хозяйств в кооперативно-промышленное маслоделие, а также кооперирование по линии вовлечения членства представляется в следующих цифрах:
(Данные за 1926/[2]7г. предварительные)

Всего хоз[яйств], вовлеченных] в м[асло-]арт[ели], член[ов] и нечлен[ов]
Коров у хоз[яйств], вовлеченных] в м[ас-ло]артел[и]
Хозяйств член[ов] в союзн[ых] артел[ях]
Коров у членов артелей
1925/26 г.
495 473
1 155 079
425 290
1 011 496
[от] общ[его] числ[а] хоз[яйств] 1926/27 г.
58,9 530 075
65,9 1 257 881
50,6 460 164
кор. 57,7 1 151 082
[от] общ[его] числ[а] хоз[яйств]
62,1
67,6
53,0
кор. 61,8
Прирост против 1925/26 г.
+8,8%
+8,9%
+8,2%
+13,7% 428
1927 г.
Кроме того, в восточных округах через 196 маслоартелей и кооперативное маслоделие вовлечено около 30 ООО хозяйств с 70 ООО коров, следовательно, всего по Сибкраю в кооперативное] маслоделие вовлечено около 870 тыс. хозяйств, что составляет 41% ко всему числу хозяйств Сибкрая и 1330 тысяч коров, т.е. 45% коровьего стада Сибкрая.
<...>2
Ж. Выводы
1) В текущем году перевыборная кампания в маслоартелях протекала более организованно и подготовленно, чем в предыдущие годы. При проведении кампании достаточно использованы активность пайщиков и бедняцкие собрания.
2) Низовая сеть молкооперации — артели — значительно выросла и укрепилась. На местах имеется кооперативно и советски настроенный актив пайщиков.
3) Общая активность членов значительно возросла, и участие пайщиков на перевыборных собраниях достигло 58% и участие в прениях — до 22%.
4) Отмечена значительная активность бедняцко-сред-няцкого блока в маслоартелях, что видно из количества бедняцких собраний и их участия на общих собраниях и по тому значению, которое этот блок занял в органах управления и контроля артелей.
5) Усиление роста авторитета партии среди кооперированного населения — удельный вес членов ВКП(б) в руководящих органах артелей по сравнению с прошлым годом увеличился на 10%.
6) Наряду с общим ростом активности членов отмечается значительный рост активности женщин, увеличившие вдвое свой удельный вес в руководящих органах.
7) Общий состав вновь выборных руководящих органов по политическим и социальным признакам значительно улучшился по сравнению с предыдущими годами.
8) Имеется общее оживление в работе низовой сети и заинтересованность мирских масс пайщиков в важнейших вопросах хозяйственного укрепления артелей.
9) Как общее явление отмечается слабое обслуживание артелей союзным инструктажем, вследствие чего имеется значительное число растрат.

1927 г.
429
10) Во всех артелях недостаточно использованы фонды по кооперированию бедноты и другие специальные накопления, в результате чего низкий процент кооперирования бедноты и слабое применение агрикультурных мероприятий.
Кооперирование крестьянских хозяйств в течение года шло замедлительным темпом и как результат этого — незначительное повышение общего процента кооперирования.
Капиталонакопление в артелях как по линии паевых взносов, так и по линии образования специальных фондов протекало довольно слабо.
ГАНО, ф. П-2, on. 1, д. 3537, л. 46—60. Незаверенная копия того времени. Отпуск, адресованный секретарю Сибкрайкома Кисису. Машинопись.
1 Опущен раздел «Подготовка и руководство окружных союзов».
2 Опущен раздел «Капиталонакопление».
№70
Докладная записка инструктора Сибмаслосоюза правлению о перевыборной кампании в молкооперации Черлакского района
Черлакский район
Омский округ 25 ноября 1927 г.
Настоящим сообщаю, что работу по годовым учетам и перевыборам с 20/XI провожу в Черлакской волости1. Перед началом работ мною согласован в работе с Черлак-ским ВИКом и райисполкомом, но, к сожалению, работа, в особенности по перевыборам, идет очень слабо за полной почти неявкой на собрания членов, как например в Черлаке и Б[олыые]-Атмассе. В Черлаке было назначено 2 раза общее собрание, но ввиду полной неявки членов не состоялось. В Б[ольше]-Атмассе, несмотря на принятые меры явились на собрание из 327 — 69 членов. Неявка объясняется безразличным отношением и лишенством

430
1927 г.
голосов, как например по сведениям: в Б[ольше]-Атмас-се — 127 и Черлаке — около 200. Комиссия, образованная при ВИКе, да и сам ВИК мер почти не принимает, а потому является сомнение в дальнейшем в благоприятном исходе перевыборной кампании.
Всюду во всех артелях Черлакской волости идет нарекание на союз, что союз не озабочивается выдачей денежных авансов на поддержание молскота, а вот Черла-ковский Сибторг выдает и будет выдавать денежные авансы. Все смежные маслоартели к Черлаку спешно и усиленно готовят списки на получение ссуд.
Сибторг в Черлаке выдачи не производил и пока не производит, но, встречаясь с предмаслоартелями и отдельными членами маслоартели, а также и на общих собраниях только в разговорах об авансах, и все председатели маслоартелей твердо и с уверенностью подтверждают, что авансы Сибторгом будут выдаваться.
Стремление на получение средств на поддержание скота в прибрежных селениях к Иртышу является осенний подъем воды, что способствовало затопление лугов и находящегося не убранного в стогах сена.
Из вопросов проведения на общих собрания, как то: увеличение паевых, индустриализация займа, несмотря на аккуратный подход, не проходит — пайщики категорически отказываются.
Учетно-перевыборную кампанию по Черлаковской волости закончу не ранее 10 декабря и начну работу по перевыборам сначала в Уральском, а затем в Ачаирском районе. Просьба, выслать к 10 декабря аванс для дальнейших разъездов в Черлак.
С кооперативным приветом, инструктор Пряхин
ГАНО, ф. Р-659, on. 1, д. 480, л. 117. Заверенная копия того времени. Машинопись.
1 В документе используется по традиции волостное деление. С 1925 г. оно было отменено. Волости заменены на районы. — Административно-территориальное деление Сибири. Новосибирск, 1966. С. 103.

1927 г.
431
№71
Отчет инспектора НК РКИ по проверке торговой и производственной масляной инспекции в Сибири, на Урале и в Казакстане
г.Москва [декабрь] 1927 г.
О ТОРГОВОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МАСЛЯНОЙ ИНСПЕКЦИИ В СИБИРИ, НА УРАЛЕ И КАЗАКСТАНЕ
1. Объекты обследования. Были обследованы в Новосибирске крайорганизации, Бийском округе — окружная, на Урале — областная, в Ялуторовске — окружная организации маслозаготовителей. Кроме того, обследовались артели, маслозаводы и инспекционные площадки.
2. Множественность инспектирующих и контролирующих организаций по маслу.
1) Занимаются вопросами маслоделия всеобластная, окружная, районная земорган[изации] ведут эту работу по общему положению.
2) Молочно-испытательная лаборатория земорганов, ведает анализами, испытанием воды, соли, молока, тары и пр.
3) Производственная инспекция НКЗема инспектирует и инструктирует производство масла.
4) При краевых, окружных, губернских, уездных земуп-равлениях существует междуведомственная комиссия по маслу, ведет параллельную работу с земорганами, имеет в своем распоряжении средства от маслозаготовителей, имеет аппарат и т.д.
5) Работа торготделов в области маслозаготовок. Особые совещания при торготделах по вопросам маслозаготовок.
6) Конвенционные совещания и работа конвенционных бюро.
7) Краевые, областные, молочные комитеты по тем же вопросам и при тех же участниках.
8) Торговая масляная инспекция НКТорга, занимается экспертизой масла, делает анализы на соль, воду и т.д.
9) Комиссия по борьбе с плесенью занимается производственной стороной по вопросам маслоделия.

432
1927 г.
10) Краевой, областной, окружной инструктаж молочной кооперации и госзаготовителей.
11) Санитарный надзор Наркомздрава и специальная комиссия по санитарному наблюдению на местах.
ВЫВОД: Такая множественность контролирующих и инструктирующих организаций создала такое положение, когда ответработники только и ходят с одного заседания на другое, в Новосибирске в октябре зарегистрировано 44 заседания. В Бийске — каждый день по одному заседанию.
3. Такое положение в области маслозаготовок и масло-производства естественно привело к тому, что маслоартели совершенно не знают, кому подчиняться, какие инструкции исполнять и что считать правильным и что нет. Поэтому все это только мешает делу, а не помогает.
4. РКИ предлагает ликвидировать все эти комиссии и совещания и установить два вида органов: одного — отвечающего за производство, другого — за правильную торговлю и заготовки.
5. Внимание должно быть обращено на торговую инспекцию, производственную инспекцию и молочно-испы-тательную лабораторию, это есть основные институты, которые могут влиять на поднятие качества масла, но это зависит от их способа работы.
6. Производственная инспекция Наркомзема и молоч-но-испытательная лаборатория.
Обследованием установлено, что они занимаются параллельной работой.
7. Производственная инспекция в Сибири имеет по 84 завода на одного инспектора, на Урале — 145. Радиус участка, обслуживаемый одним человеком, — 65—135 километров. Это показывает, что если по 10—12 заводов объехать в месяц, то в год не объедешь все заводы.
8. Молочная лаборатория. В округе Новосибирской лаборатории — 208 заводов.
В [19]26/27гг. проанализировано 794 проб масла, подвергнуто испытанию хим[ическому] и бактериологическому] анализу 267, произведено 3435 банок культур [ной] закваски и затрачено 100 раб[очих] дней на инструктирование маслозаводов.
9. В округе Бийском молоч[ные] лаборатории — 221

1927 г.
433
завод. За [19]26/27гг. исследовано 3512 образцов масла на содержание в нем воды и соли.
503 образца на кислотность.
60 проб молока и молочных продуктов.
38 проб материалов производства, воды и воздуха.
9. До сих пор контроль лабораторией производился в размере 10% всего масла и всех партий, с некоторых заводов от 5—40 раз. Заводы получали результаты исследования на специальных почтовых карточках в течение 24-ти часов.
10. Всего в прошлый производственный сезон в Сибири работало 7 лабораторий с 8 отделениями. На Урале 5 лабораторий с 4 отделениями.
11. Производственная инспекция и ее обязанности.
Первоначально предполагалось на производственную инспекцию возложить обязанности постановлением ЭКОСО от 11 ноября 1926 г.: контроль над производством, упаковкой, хранением, гужевой перевозкой, проверка степени подготовки мастеров и т.д. Фактически производственная инспекция занималась не этими вопросами:
1) санитарное состояние заводов,
2) инструктирование ревкомиссий, маслоартелей по финансовым вопросам,
3) инструктирование маслоартелей и заводов по организационным вопросам,
4) последнее место занимали вопросы производственного характера и работа по прямому назначению согласно решению ЭКОСО.
12. Такой метод работы производственной инспекции
1) ослаблял работу инструктажа маслокооперации, вмешиваясь непосредственно в ее функции,
2) заменял санитарный надзор Наркомздрава,
3) дал молочно-испытательным лабораториям возможность заниматься производственными вопросами по маслу.
13. Какие мероприятия необходимо провести:
1. Необходимо объединить производственную инспекцию с молочно-испытательными лабораториями.
2. Передать от Наркомзема целиком руководство край-и облорганам земотделов.
3. Разграничить функции между санитарным надзором

434
1927 г.
Наркомздрава и функциями инструктажа молочной кооперации.
4. Усилить аппарат объединенной производственной инспекции, поднять квалификацию работников и усилить отпуск материальных средств.
Деятельность торговой инспекции
1. РКИ несомненно констатирует, что в момент, когда на рынках заготовки было много заготовителей и невероятная конкуренция между ними, то известный результат в работе торговой инспекции все же был.
2. Но несмотря на это, РКИ предлагает в будущем не идти по пути расширения и окончательного узаконения навсегда торговой инспекции как постоянного института. Такой метод работы в торговле снимает всю ответственность с торгующих и заготовительных органов и поэтому не должен быть узаконен.
3. Первоначально предполагалось. Торговая инспекция должна была иметь значение для экспорта, по данным обследования она никакого значения не имеет. В портах существует особый бракераж, который на каждой партии масла высылает экспертные листы обратно артелям, почему и Наркомторг отменил сертификат на масла, выписываемый торговой инспекцией.
4. Какое значение имеет для внутреннего рынка. Этот вопрос уже совершенно ясен, ЭКОСО 14-го мая
[19]27г. уже отменил торговую инспекцию в районах, заготовляющих на внутренний рынок. То же самое необходимо сделать по этой части в Сибири и на Урале.
5. Для урегулирования маслозаготовок и сбыта значение имело при множестве заготовителей. Сейчас Масло-союз заготовляет 62,4%, Госторг — 37%. Все возникающие недоразумения должны быть урегулированы торгот-делом.
6. Для производства. Пока торговая инспекция продолжает сохранять некоторое значение, но здесь должна занять место производственная инспекция. На Нарком-зем должны быть возложена вся ответственность за лучшее развитие маслодела.
7. Органолептический способ оценки масла страдает субъективностью и дает большие колебания в оценке, что особо отмечает Сибторготдел.

1927 г.
435
8. Штаты торговой инспекции. Всего 85 единиц, 44 в Сибири, 6 в Казакстане, 20 на Урале. Из них 20% работает в аппаратах торготделов. Штат собран из бывших бракеров и кладовщиков, не имеет специальной квалификации.
9. Ненормальности между Госторгом и Маслосоюзом не прекратились и до сего времени.
На местах как со стороны маслосоюзов, так и Госторга применяются самые злостные способы агитации друг против друга. РКИ неоднократно обращались с просьбой принять меры как против одного, так и другого и не допускать разлагающей агитации.
10. Необходимо так же, как освобождение от множественности инструктирующих и контролирующих, так же освободить и от множественности экспертирующих.
11. Масло подвергается экспертизе: 1) маслозаготовителей, 2) торговой инспекции, 3) агентами холодильников, принимающих на хранение, 4) агентами железной дороги при приеме и погрузке в вагоны, 5) портовой экспертизой, 6) в Лондоне и вообще за границей необходимо принять меры, чтобы избавить масло от этих множественных ненужных операций. Факт порчи масла благодаря такого рода операциям имеет значительное место.
Что предлагает РКИ:
1. РКИ предлагает принципиально отвергнуть тактику и способ установления и узаконения институтов особых инспекций, в данном случае и на масло.
2. За доброкачественность заготовляемого масла, за соблюдение цен и установленных сортов масла должна быть и усилена ответственность заготовляющих масло.
3. Необходимо ввести порядок, чтобы портовые экспертные листы были аккуратно со всеми пометками высланы маслоартелям.
4. Временно оставить в сокращенном виде торговую инспекцию. На нее же возложить проверку и сличение торговой экспертизы с оценкой масла маслозаготовителей.
5. Перенести центр тяжести внимания на производство.
6. Усилить санитарный надзор и ответственность за нарушение санитарных правил.

436
1927 г.
7. Усилить меры взыскания за всякие нарушения.
8. Произвести последующее обследование через год.
[Инспектор НК РКИ] Бауэр
ГАРФ, ф. А-406, оп. 8, д. 81, л. 241-246. Подлинник. Машинопись. Подпись — автограф.

1928 г.
№ 72
Докладная записка в правление Сибмаслосоюза о влиянии мясозаготовок на молочное животноводство
г. Новосибирск 6 января 1928 г.
Конфиденциально
ЗАПИСКА ПРАВЛЕНИЮ СИБМАСЛОСОЮЗА
В целях установления степени влияния заготовок крупного рогатого скота и скотского мяса на развитие сибирского промышленного маслоделия, а отсюда выявления причин снижения размеров заготовок масла, нами произведено эпизодическое обследование, характеризующее собой мясозаготовительную работу в сезон 1927—28 гг.
Из позаимствованных сведений от 4-х основных мясо-заготовителей: Сибкрайсоюза, Сибсельскосоюза, Сибторга и Сибмясохладобойни, нам удалось установить следующие данные, в некоторой части подкрепляемые материалами С[иб]К[рай]Т[орг]0[тдела].
Общий размер мясозаготовок (считая в том числе и живой скот в переводе на мясо) по вышеупомянутым организациям за 1926—27 и осуществляемый по плану на 1927—28 гг. определяется следующими данными (см. таблицу):
Примечание: Выполнение плана мясозаготовителей в 1927—28 гг. обеспечено реальными данными, годовой план к 1/1-28 г. уже выполнен на 70—75%.
Параллельно с этим из имеющихся у нас данных, харак

438
1928 г.
В пудах
Заготовители
Заготовка скотского мяса
% увеличения заготовок 1927-28 гг.
против 1926-27 гг. 
заготовлено за 1926-27 гг.
по плану на 1927—28 гг. 
Сибкрайсоюз
300 ООО
1 250 000
316%
Сибсельскосоюз
470 ООО
900 000
91%
Сибторг
300 000
450 000
50%
Сиб. М[ясо]-



Х[ладо]Б[ойня]
344 000
900 000
162%
Итого
1 414 000
3 500 000
147,5%
теризующих заготовку трех основных продуктов сельского хозяйства Сибири: хлеб, масло и мясо, видно, что общая ценность мясных заготовок за I квартал при совершенно одинаковых ценах составляет
в 1926-27 гг. на сумму 3 163 000 руб.
в 1927-28 [год на сумму] 8 725 000 [руб.],
т.е. больше на 5 562 000 руб., или на 175%.
Удельный вес мясных заготовок в общей ценности реализуемых крестьянскими хозяйствами сказанных трех продуктов за I квартал составлял
в 1926-27 гг. - 8,7%, а
в 1927-28 [году] - 28,8%.
Из этих данных видно, что размер мясных заготовок в текущем году увеличился почти в два с половиной раза против прошлого года.
Наиболее полными по заготовке мяса округами являются: Омский и Славгородский, где на убой преимущественно (до 80%) уходит непродуктивный промышленный (немолочный) скот, в остальных округах, особенно: Новосибирский, Барабинский, Барнаульский, Каменский и Бийский, для убоя идет главным образом (70—80%) скот молочного направления.
В этом году мясозаготовителями отмечается особенно усиленный процент поступающих под закол стельных коров. По определению одного из работников МХБ этот процент по округам с продуктивно-молочным уклоном хозяйств доходит местами до 60 и даже 70% от общего стада, поступающего на бойню. По данным Сибсельско

1928 г.
439
союза, на двух боенских пунктах Каменского округа из 8200 забитых голов (считая общую забойку) убито 630 стельных коров в последнем периоде стельности.
Таким образом, если принять во внимание, что в общем количестве скота, уходящего под убой, коровы составляют 80% (данные С[иб]К[рай]С[оюза]), и что при общегодовой заготовке (31/2 млн пуд. мяса) численность забиваемого скота определяется только по основным заготовителям в 600 000 голов, то общее количество коров, выведенных из стада по Сибири будет равняться около 480 000 голов, из коих, нужно предполагать, не менее 250 0001 голов пойдут за счет сокращения молочного стада.
Если учесть, что размер заготовок основных заготовителей скота и мяса составляет в общей массе всех мясных заготовок только 50%, а остальные 50% проходят по заготовкам частника, потребление городов и потребности самого населения, то можно предполагать, что общая численность молочных коров, сводимых к убою в 1927— 28 гг., будет не менее 500 000 голов, что по отношению к общесибирскому молочному стаду (3 000 000 голов) составит около 16—17%.
Такое положение, сопоставляемое с ежегодным приростом молочного стада в 7,3% (предварительные данные ССУ), служит показателем того, что развивающиеся мясные заготовки проходят за счет уменьшения в Сиб-крае продуктивного молочного стада и тем самым служит причиной замедления роста в производстве масла.
Анализируя признаки, побуждающие население к усиленному уничтожению скота, нам удалось выяснить следующее:
Преобладающим продавцом скота и мяса является бедняцкая и средняцкая часть крестьянского населения (сообщение] представителя Сибсельскосоюза).
Основные причины, побуждающие население к продаже скота, кроются главным образом в
а) ухудшающемся положении с кормами;
б) высокой цене на мясной скот и мясо, а особенно в живом виде, делающего реализацию скота на мясо наиболее выгодной операцией, нежели оставление в молочном стаде.
Касаясь первой причины — кормовых условий, здесь

440
1928 г.
мы должны отметить, что по некоторым округам, особенно пострадавшим от недорода кормов в пр[ошлом] году (Омск, Славгород, Барнаул, Рубцовка, Бийск, Кузнецк), следствием чего запас зимних кормов сократился, стремление населения к изысканию выхода из создавшегося затруднительного положения нашло свое преломление в способе реализации скота. Это положение особенно усугубилось благодаря недостатку в снабжении населения сильными кормами (жмых и отруби).
Вторая причина — высокие цены на мясной скот — находит свое подтверждение в нижеследующих предпосылках:
Если сравнить, что средняя цена пуда мяса в довоенное время (1913 г.) была приблизительно на мясо 1-сорт-ное 2 р[уб]. 40 к[оп]. — 2 р[уб]. 50 к[оп]., то цена за пуд мяса II и III сортов (колбасное мясо) составляла только 1 р[уб]. 40 к[оп]. — 1 р[уб]. 50 к[оп]., тогда как в настоящее время цены на мясо I сорта 4 руб., а II и III сорта — 3 р[уб]. 40 к[оп]. - 3 р[уб]. 60 к[оп].
Считая, что дойный скот преимущественно относится к низким сортам мяса, мы имеем, что за тушу коровы весом в 6 пудов в довоенное и теперешнее время крестьянин получает:
1913 год - 6 п[уд]. х 1-50 = 9 руб.
1927 [год] - 6 п[уд]. х 3-60 = 21 [руб.] 60 к[оп]. - плюс 140%.
Тогда как за мясной скот I сорта он получал и получает:
1913 г. - 6 п[уд]. х 2-50 = 15 руб.
1927 г. - 6 п[уд]. х 4-00 = 24 [руб.] - плюс 60%.
Из этого видно, что реализация скота на мясо сделалась наиболее выгодна за счет низкосортного в мясном отношении скота (дойного), где повышение достигает 140%, а наименее выгодна при чисто мясном скоте, где сопоставление ценности его с молочным продуктом маслом таково (в руб.):
1913 1927 % к 1913
Мясо I сорта 15 24 + 60%
Масло 13 20 + 54%
Мясо II и III с[орта]       9 21-60     +140%
Приведенные в сей записке данные, быть может не полностью еще доработанные, по нашему мнению, пред-

1928 г
441
ставляют из себя несомненную ценность для проработки материалов о перспективах сибирского маслоделия в связи с мясозаготовками, протекающими в ненормальных и экономически не выгодных для сибирского хозяйства в целом условиях.
Член правления И.А. Козловский Отдел загот[овок] и сбыта А.П. Морозов
ГАНО, ф.Р-299, on. 1, д. 375, л. 89-93. Подлинник. Машинопись. Подписи — автографы. На полях имеются авторские рукописные пометы с расчетами цен на мясомолочную продукцию.
1 Рукописная помета И.А. Козловского: «Продукция, из [которой] при заносе молока на м[асло]заводы вырабатывалось бы около 450.000 п[удов] масла».
№73
Письмо правления Маслоцентра в Народный Комиссариат РКИ РСФСР «О молочно-масляной инспекции Наркомторга»
г. Москва 13 января 1928 г.
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ РСФС[Р] Управление] торг[овой] инспекц[ии] О молочно-масляной инспекции Наркомторга
В дополнение и обоснование точки зрения Маслоцентра по вопросу о ликвидации торгово-масляной инспекции, высказанной членом правления Маслоцентра А.П. Демченко на совещании при РКИ от 6/1-28 г., имеем сообщить следующее:
1. Опыт работы истекшего года с достаточной наглядностью доказал объективность и беспристрастность работы экспертизы системы В[сероссийского]С[оюза]-М[олочной]К[ооперации].
Расхождения в оценке масла, предназначаемого к сбыту на внутреннем рынке между правительственной инспекцией и экспертизой ВСМК, если и имели место, что

442
1928 г.
чрезвычайно незначительного и притом всегда оправданного характера. Так, например:
Московский рынок

Сладкое масло
Экспортное масло
Сорта
Оценка правительственной] инспекции] за 6 месяцев] ее работы
Сред[не]го-Д[овая] оценка м[асло-цент]ра за [19J26/27 гг.
Оценка правительственной] инспекции] за 6 месяцев] ее работы
Сред[не]го-д[овая] оценка м[асло-цент]ра за [19J26/27 гг.
В[ысший] с[орт]
1,6%
3,6%

от >
20,3% 60,2%
} 71,7%
8,3%
3,6%
Н-А И-Б
10,7 6,5
} 25,5%
85,4%
88,1%
III
0,5
0,2%
6,3%
8,3%
Брак
0,06%
Итого
100%
100%
100%
100%
2. Одной из основных предпосылок к организации правительственной торговой инспекции на местах заготовок служил ажиотаж, получивший чрезмерные формы благодаря наличию на заготовительном рынке целого ряда маслозаготовителей. Погоня за маслом породила нездоровые уклоны в оценке качеств масла и вызвала в производстве и сбыте параллельный ряд нездоровых явлений.
Ныне таковая предпосылка должна быть признана неактуальной, ибо в экспертных районах выступают только лишь два основных заготовителя: Маслоцентр и Госторг, из коих первый уже на 70—75% объединяет работу в себе. Отношения между указанными заготовителями могут быть ныне легко урегулированы в порядке внутренней договоренности между сторонами. Что же касается сладко-сливочных районов, то заготовки в последних как по маслу, так равно и по сыру на 100% сосредоточены в ру

1928 г.
443
ках молочной кооперации, что устраняет возможность какого-либо ажиотажа и создает здоровую обстановку для правильного и ответственного построения бракеража в самой системе ВСМК.
3. Другая основная предпосылка к организации правительственной торговой инспекции на местах заготовок — воздействие на технику производства и повышение качества молочных продуктов, в современных условиях должна быть решительно отвергнута как несостоятельная, ибо товарность молочного хозяйства в СССР не носит еще достаточно выраженного лица и во многих случаях является условной, так как идет не от избытков, а за счет отказа производителя от потребления молока в собственной семье и хозяйстве. Всякий формальный подход и неорганический нажим на производство в этих условиях (а подход правительственной инспекции иным и не может быть по своей природе) будет способствовать порождению тенденций регрессивного порядка, а не прогрессу, как например: переброске продуктов на нерегулируемые рынки, переходу на выработку других видов молочных продуктов и, наконец, прекращению заноса молока на заводы всей беднейшей и средняцкой группой крестьянских хозяйств с обращением молока на личные потребности. Указанный момент должен быть всемерно учтен, ибо в составе крестьянских стад за годы революции произошли колоссальные сдвиги.
А. Полный отрыв от производства правительственных бракеров, так как собственный (правительственный) институт производственных инспекторов, через который и может осуществляться только связь с производством, находится в зародышевом состоянии. Всякое же сколько-либо нормальное расширение этого института неизбежно будет связано с громадными затратами средств государством, каковые (средства) могут быть с несоизмеримо большим успехом брошены на восстановительную работу молочной кооперации при условии использования ее уже существующего производственного инструктажа, ныне бессильного во многих случаях разрешить стоящие перед ним задачи за отсутствием средств и кредитов.
В результате отрыва бракеража от производства получаются те уродливые отклонения, которые отмечены в докладе РКИ (случай в Тюкале) и которые могут быть

444
1928 г.
отмечены и нами в ряде фактов неоспоримого характера, например: усиленная погоня правительственного бракеража Грязовца и Вологды за большей выраженностью вкуса и большим ароматом в парижском масле толкнула указанные районы на повышенное подогревание сливок и отказ от промывки масла, что привело к совершенному обесценению июньской и июльской продукции в отношении прочности (сплошная плесень) и отрицательно отразилось на всем обороте масла Маслоцентром, так как апрельское и майское масло как более прочное пришлось задержать в реализации до ноября—декабря, а июньское и июльское пришлось реализовать немедленно с подходом на сбытовой рынок и т.п.
Б. Полный отрыв правительственного бракеража от сбытовой и снабженческой работы, ибо последняя целиком на 100% сосредоточена в руках хозяйствующих кооперативных организаций, в результате чего неизбежен академический и формальный подход к оценке молочных продуктов, т.е. к механическому неживому воздействию на производство, например: требования к пергаменту, соли, клепке и пр. материалам и припасам маслоделия предъявляются бракеражем зачастую без учета того обстоятельства, что таких материалов в СССР вообще нет или в данный отрезок времени быть не может (требование] хлор[истого] натр[ия] в соли до 99%, требование запарки пергамента в кипятке, в то время как пергамент во многих случаях настолько малопрочен, что от запаривания расползается и т.п.). Недоучет правительственным бракеражем тех указаний, которые даются хозяйственной организацией по своей производственной линии, как то: обязательность промывки масла в летнем сезоне с такого-то времени и по такое, обязательность снабжения масла, идущего на хранение прокладкой, обязательность строгой браковки масла в сыром пергаменте, ибо это способствует развитию плесени и образованию трещин на брусках масла и т.п.
Недоучет правительственным бракеражем причин, влияющих на качество молочных продуктов, но лежащих вне воли и зависимости системы молочной кооперации, как то: маслохранилища, холодильники, транспорт и т.д.
Если при этом принять во внимание, что работа прави

1928 г.
445

No comments:

Post a Comment