Friday, June 6, 2014

14 Сибирская маслодельная кооперация

тельственного бракеража должна неизбежно сопровождаться параллельной работой бракеража ВСМК (опыт показывает, что бракераж на сбытовых рынках сохранен также и потребсистемой), так как последний несет не только контрольные функции, но и чистохозяйственные (пересортировка, переборка, приведение в ликвидный вид, составление отдельных партий, наблюдение за хранением и т.п.), то сам собой напрашивается вывод, что в данных условиях слабой товарности и примитивной степени организованности молочного хозяйства деятельность правительственной торговой инспекции является начинанием преждевременным, нецелесообразным и неоправданным.
Маслоцентр полагает, что наблюдающаяся в отдельных районах и в отдельных случаях качественная пестрота товарной продукции вызывается, главным образом, нежеланием союзов системы ВСМК упорядочить это дело, а целым рядом объективных причин глубоко хозяйственного порядка (отсутствие хорошо подготовленных мастеров, опытных бракеров, примитивность заводского оборудования, примитивность ледников, подвалов и т.п.), т.е. недочетами, каковые могут быть устранены только во времени и притом при условии непременного наличия соответствующих кредитов. В этих условиях и случаях всякий формальный подход и нажим правительственного бракеража способен только убить производство без какого-либо влияния на дело рационализации техники производства оставшихся в живых заводов. Такая продукция, такие районы, такие заводы, не имеющие настоящего, но стремящиеся к нему, могут быть выведены на правильную дорогу только самой системой ВСМК и упорной работой системы внутри себя.
4. Третья основная предпосылка к организации торговой правительственной инспекции — защита интересов организованного потребителя, должна быть также решительно отклонена, как и первые две, ибо контрольный осмотр продукции распространяется (и на местах заготовок, и на месте сбыта) лишь на часть товара (от 10 до 25%), что по существу своему не может дать каких-либо дополнительных гарантий к тому, что дает бракераж самой системы ВСМК, ибо каждый бракер как таковой конечно может отвечать и отвечает только за продукцию,

446
1928 г.
непосредственно им осмотренную. Лучшей и более верной гарантией в этом направлении являются: а) упорядочение первичной (заводской) сортировки путем премирования артелей и мастеров за качество и за правильность сортировки и параллельно система персональной ответственности артели и мастера за всякое умышленное вкрапление не отвечающего сорту продукта, б) наличие нормально построенного правит [ельственного] короткого контроля и арбитража на сбытовых рынках, опирающегося на точно регламентированные законодательные нормы, в) обязательность системы побрусковой или поголовочной сортировки продукции на оптовых складах хозяйствующих организаций перед выпуском продукции в розничную сеть магазинов, что практикуется Маслоцентром с самого начала его работы, т.е. с 1924 г.
Всякое иное решение вопроса, в том числе и сертификация масла правительственным бракеражем, должно быть признано наименее целесообразным и достигающим поставленной цели.
Учитывая все изложенное, равно как и то, что союзы системы ВСМК в достаточной степени созрели к тому, чтобы самостоятельно внутри себя решить поставленные перед нами государством задачи, Маслоцентр полагает, что правильное и нормальное решение вопроса, затронутого докладом РКИ, может быть уложено в следующие принципиальные положения:
1) Государственный контроль над молочно-масляными продуктами в форме института государственных бракеров должен быть ликвидирован как на заготовительных, так равно и на сбытовых рынках. Экспертный бракераж со всеми присущими ему функциями должен быть возвращен маслозаготовителям и осуществлять в дальнейшем свою работу как автономный институт на основах согласованных и точно регламентированных положений, утверждаемых НКЗ и НКТ-ом.
2) Государственный контроль над торговлей молочно-масляными продуктами в форме института молочно-мас-ляных инспекторов, но с видоизменением объема и содержания самой работы (наблюдение за соответствием молочных продуктов стандарту, правильностью сортировки, условиями хранения и транспорта, выполнением хо

1928 г.
447
зяйствующими организациями распоряжений и узаконений правительства, наложение взысканий, участие в арбитраже и т.п.) должен быть сохранен и приурочен: для молочных продуктов, экспортируемых на заграничные рынки — к портовым городам, осуществляющим транзит; для молочных продуктов, поступающих на внутренние рынки, — к основным крупнейшим сбытовым рынкам (Москва и Ленинград). Институт молочно-масляной инспекции находится в ведении Наркомзема и его местных органов.
3) Государственный контроль над производством в форме института производственной инспекции сохраняется в полном объеме, приурочиваясь во всех случаях к органам НКЗ, и ведет свою работу как самостоятельно, так равно и через производственный инструктаж местных союзов с[ельско-]х[озяйственной] или молочной кооперации.
Учитывая, однако, особое положение и место экспортных районов в общей системе молочного хозяйства СССР, как районов, в основе вывозящих свою продукцию на заграничные рынки, равно как считаясь и с тем обстоятельством, что подлежащий возвращению маслозагото-вителям бракераж может получить правильное построение и целесообразное использование только после предварительного разрешения вопросов:
а) со стандартами на молочные продукты, припасы и материалы молочного хозяйства;
б) со структурой и регламентацией прав, обязанностей, ответственного и проч[его] нового бракеража;
в) с новыми формами госконтроля и арбитража на заготовительных и сбытовых рынках и целым рядом других вопросов не менее важного характера,
Маслоцентр полагает, что его принципиальные пожелания должны получить осуществление в порядке строгой плановой постепенности, а именно:
1. Институт государственных бракеров на внутренних сбытовых рынках СССР прекращает свою деятельность немедленно же вслед за опубликованием соответствующего законодательного акта.
2. Параллельно с упразднением института государственных бракеров на внутренних сбытовых рынках СССР пересматривается и точно регламентируется положение о

448
1928 г.
деятельности молочно-масляной инспекции на внутренних сбытовых рынках СССР в направлениях, указанных п. 2 принципиальных положений Маслоцентра (форма госконтроля, структура, объем и содержание работы, права и обязанности).
3. Одновременно с регламентацией положения о деятельности молочно-масляной инспекции на внутренних сбытовых рынках СССР точно регламентируется и положение об арбитраже, форма какового должна быть коллегиальной.
4. Институт государственных бракеров в районах заготовок экспортного масла (Сибирь, Урал, Казакстан) на сезон 1927/28 гг. остается и осуществляет свою работу на прежних основаниях. То же самое относится и к госбракеражу, осуществляющему контроль над молочными продуктами, экспортируемыми на заграничные рынки в портовых, транзитных и перевалочных пунктах (Н[овый] Порт).
5. Ликвидация госбракеража в Сибири, Урале и Казак-стане, равно как и портовых, транзитных и перевалочных пунктах получает место в будущем сезоне, однако во всех случаях не ранее разрешения вопросов, отмеченных Маслоцентром выше (стандарты, структура бракеража заготовителей, формы госконтроля над экспортируемой продукцией и т.п.).
Маслоцентр полагает, что его точка зрения о необходимости плановой постепенности в деле ликвидации госбракеража и изменении форм госконтроля должна быть всемерно учтена коллегией РКИ, ибо всякое поспешное разрешение такого важного вопроса могло бы только повредить делу дальнейшего восстановления и развития молочной промышленности страны.
Заместитель председателя правления (В. Смолин) Члены правления: А. Демченко, А. Юрмалиат
ГАРФ, ф.А-406, оп. 8, д. 81, л. 199-207. Подлинник. Машинопись Подписи — автографы. Л. 199 — на бланке Маслоцентра с номером и датой исходящей регистрации.

1928 г.
449
№74
Постановление коллегии НК РКИ РСФСР
о результатах обследования торговой и производственной масляной инспекций
г. Москва 14 января 1928 г.
К протоколу № 15 п. 3 заседания коллегии НК РКИ РСФСР от 14/1-28 г.
1. Учитывая затруднительное положение маслоделия, множественность параллельных инспектирующих маслоделие организаций и убыточность маслозаготовок при возросших производственных и торговых расходах, предложить НКТоргу РСФСР провести в двухмесячный срок следующие мероприятия:
а) Вследствие незначительности маслозаготовок в Казакстане (7%) торговую инспекцию в нем расформировать (6 рабочих единиц), оставив 1 работника при Казак-ском Наркомторге для усиления работы по регулированию и надзору за маслозаготовками.
б) В Сибири и на Урале провести сокращение штатов инспекторов торговой масляной инспекции по соглашению с СибкрайРКИ и УралоблРКИ за счет закрытия мелких инспекторских пунктов с недостаточной нагрузкой и прекратить дальнейшее развертывание сети торговой инспекции как за счет кредитов центра, так и на местные средства.
в) Сибирское краевое управление торговой масляной инспекции (5 чел.) и Уральское областное управление (4 чел.) расформировать, оставив для работы при Сибкрай-торготделе и Уралооблторготделе по 2 рабочих единицы.
г) Торговую масляную инспекцию в Москве и Ленинграде расформировать (9 единиц) с передачей ее работы торговой инспекции торготделов.
д) Управление торговой инспекции при НКТорге РСФСР (6 единиц) расформировать, оставив 2 работников при Управлении скоропортящихся продуктов для усиления работы по регулированию и контролю над маслозаготовками.
е) В тех районах и пунктах, где торговая масляная инспекция расформировывается, текущую оценку масла при
15-3523

450
1928 г.
приеме его на склады маслозаготовителей, по примеру остальных товарных заготовок, оставить в ведении маслозаготовителей (Маслоцентра и Госторга) с возложением на них полной ответственности за качество заготовляемого масла и с сохранением выписки на каждую партию экспертного листа для маслозаводов и последующего контроля.
ж) Правительственный арбитраж и технический контроль над правильностью ведения оценки масла в тех местах, где торговая масляная инспекция расформировывается, передать реорганизованной производственной масляной инспекции НКЗема с изданием соответствующей инструкции.
з) В целях устранения у маслозаготовителей финансовой возможности к сокрытому повышению сортов масла и допущению тем переплат из средств государства периодически нормировать не только заготовительные цены, но и продажные — сбытовые цены как по экспорту, так и по внутреннему рынку с последующей проверкой их сортовой оценки на основании данных портовой и заграничной экспертизы.
и) Повсеместно упорядочить районирование маслозаготовок с тем расчетом, чтобы Госторг имел свои отдельные районы, преимущественно около маслозаводов, им оборудованных.
к) Предложить торготделам НКТорга принять меры к устранению недопустимых и разлагающих работу форм конкуренции и ажиотажа, проявляемых маслозаготовителями, усилив контроль над их работой и отчетностью.
л) Войти в соглашение с Наркомторгом СССР о своевременной, бесперебойной и повсеместной высылке экспертных листов и лабораторных анализов Ленинградского контрольного комитета и заграничных представительств с обязательной выпиской их по заводам.
м) Повсеместно упорядочить нумерацию в маркировке бочек при погрузке их в вагоны путем представления номера завода и очередного заводского номера выпускаемой бочки и отмены номера маслозаготовителей с проведением этого изменения в экспортных листах и в отчетности.
4. Предложить НКЗему в целях устранения паралле

1928 г.
451
лизма в работе производственной инспекции и молочно-испытательных лабораторий и усиления работы производственного инспектирования производственную инспекцию объединить с молочно-испытательными лабораториями. Предложить НКЗ к началу заготовительного сезона совместно с НК РКИ РСФСР пересмотреть их штаты с усилением работы в Казакстане.
5. Предложить Маслоцентру и его системе основное внимание своего инструкторского аппарата сосредоточить на вопросах производственного инструктирования, проводя эту работу в полной согласованности с деятельностью молочно-испытательных лабораторий.
6. Констатируя слабость со стороны мед- и ветперсона-ла санитарного обслуживания молочной промышленности, предложить НКЗему и НКЗдраву РСФСР установить через свои местные органы более регулярный санитарный надзор за молзаводами и маслохранилищами.
7. Предложить НКТоргу и НКЗему РСФСР ликвидировать следующие организации за счет укрепления работы и ответственности за нее основных правительственных аппаратов (земуправлений по производственной части и торготделов по торговой):
а) все краевые, областные, губернские, окружные и районные молочно-масляные комиссии при земельных управлениях,
б) молочно-масляные комитеты,
в) центральную, краевые, областные, губернские, окружные, уездные и районные комиссии по борьбе с плесенью.
8. Предложить Маслоцентру и Госторгу незамедлительно приступить к проведению новых упрощенных форм отчетности, установленных НК РКИ.
Председатель (Ильин) Секретарь (Белов)
ГАРФ, ф. А-406, оп. 8, д. 81, л. 156—158. Заверенная копия того времени. Машинопись.
15*

452
1928 г.
№75
Письмо наркома земледелия РСФСР в коллегию Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции «О необходимости ликвидации торговой масляной инспекции Наркомторга»
г. Москва 8 февраля 1928 г.
По вопросу: о слиянии торговой В КОЛЛЕГИЮ
и производственной молочно- НК РКИ РСФСР
масличных инспекций Копия: ЭКОСО РСФСР
Постановлением коллегии НК РКИ от 14/1-с.г. Наркомторгу РСФСР предложено произвести сокращение торговой молочно-масличной инспекции в местах заготовок экспортного масла и ликвидировать ее аппараты в центре и на местах при край- и облторгах.
Тем же постановлением в целях усиления деятельности по инспектированию производства экспортного масла НКЗему РСФСР предложено произвести объединение работ молочно-испытательных лабораторий и производственной инспекции. Указанное выше решение коллегии РКИ НКЗем не разделяет полностью, исходя из следующих соображений:
1. Создание молочно-масляной инспекции в свое время мотивировалось необходимостью улучшить качество масла, в первую очередь экспортного. Таким образом, основной задачей масляных инспекций (торговой и производственной) было воздействовать на маслодельную промышленность и повысить качество выпускаемого на рынок масла.
Как известно, одной из главнейших причин низкого качества нашего масла является неблагополучное состояние маслозаводской сети и неудовлетворительная постановка техники производства. Исходя из этого, при прохождении в правительстве вопроса об организации тор-гово-масляной инспекции НКЗем всегда указывал, что необходимость самостоятельного создания при НКТорге этой инспекции ничем не оправдывается и что ее роль в деле улучшения качества молочной продукции будет ничтожно мала, так как пороки, возникшие в процессе про

1928 г.
453
изводства, не могут быть устранены в дальнейшем непосредственным воздействием торговой экспертизы.
Одновременно с этим Наркомзем настаивал на необходимости уделения максимального внимания вопросам реорганизации и упорядочения производства, так как правильным разрешением только этих вопросов и можно непосредственно улучшить качество масла. Однако эта точка зрения не нашла поддержки и торговая инспекция НКТорга, основной задачей которой явилось определение сорта масла и при заготовках и сбыте, была создана. В дальнейшем при установлении штатов производственная инспекция НКЗема с огромными задачами по обслуживанию нужд маслоделия получила лишь 38 штатных единиц, из них ни одной в центре, тогда как торговая инспекция НКТорга получила 101 штатную единицу в целое управление в центре.
Таким образом, в самом начале были допущены серьезные ошибки, а именно созданием самостоятельной торговой инспекции и чрезвычайно малым штатом производственной инспекции НКЗема, вопросы упорядочения производства были затушеваны и расширены торговые вопросы, имеющие несравненно меньшее значение. Это ненормальное положение в первые же дни существования инспекций стало чувствоваться на местах и в правительство начали поступать протесты и ходатайства отдельных ГПКов (Вологодский) о прекращении деятельности торговой инспекции и об усилении деятельности производственной инспекции (Сибкрайисполком).
В соответствии с этим постановлением ЭКОСО РСФСР от 14/V—[1927] г. существование торговой инспекции в местах выработки масла на внутренний рынок было признано нецелесообразным и НКТоргу РСФСР было предложено ликвидировать ее в этих районах. Вопрос остался неразрешенным в отношении районов, вырабатывающих экспортное масло, так как ЭКОСО считало неясным, в какой мере торговая инспекция может влиять на улучшение качества масла через производственную инспекцию и облегчить работу бракеражного комитета в порту в отношении подбора масла по сортам и отгрузки его на экспорт исключительно стандартного качества. Поэтому ЭКОСО предложило НК РКИ детально обследовать деятельность обеих инспекций в экспортных районах и свое

454
1928 г.
заключение представить в правительство с предложением о регулировании дальнейшей деятельно-сти инспекций. За время, истекшее с момента постановления ЭКОСО, работа молочно-масляных инспекций была подвергнута обследованию РКИ два раза. В первый раз ознакомление с деятельностью инспекции произошло в связи с работами междуведомственной комиссии по борьбе с плесенью, в состав которой входил ответственный представитель РКИ.
На основе полученного обследованием материала междуведомственная комиссия и торговая инспекция НК РКИ совершенно правильно ставили вопрос о скорейшей необходимости принятия мер к упорядочению всех вопросов, связанных с производством заводского масла и в интересах максимальной результативности в этой работе предлагали объединить торговую инспекцию Наркомторга с производственной инспекцией Наркомзема (смотр, письмо торговой инспекции НК РКИ от 16/1Х-№ 7а— 530).
Однако, несмотря на согласие с этими предложениями Наркомзема, Маслоцентра и в начале самого управления молочно-масляной инспекции, все же эти предложения коллегией НК РКИ не были обсуждены и по ним не было вынесено окончательного решения. Вторичное обследование, произведенное непосредственно во исполнение постановления ЭКОСО от 14/V-27 г. подтвердило выводы междуведомственной комиссии по борьбе с плесенью о целесообразности самостоятельной торговой инспекции и о необходимости усиления работы НКЗема по упорядочению производства.
Таким образом, на протяжении годичной работы аппаратов масляных инспекций везде и всюду признается нецелесообразность существования торговой инспекции Наркомторга в ее настоящем виде, с одной стороны, и необходимость усиления производственного инспектирования нужд маслоделия по линии НКЗема — с другой.
Тем не менее при обсуждении доклада комиссии коллегия НК РКИ в своем постановлении по означенному вопросу, признавая принципиально нецелесообразным самостоятельное существование торговой инспекции Наркомторга, не вынесла определенного решения ни о полной ее ликвидации, ни о формах ее дальнейшего строитель

1928 г.
455
ства. Таким образом, вопрос о существовании торговой инспекции в целом до сего времени остается открытым. Однако при единой целевой установке торговой и производственной инспекций руководство их работой из двух центров необходимо признать нецелесообразным. Такое положение приводит к распылению сил и средств, создает разнобой и несогласованность в работе, что в конечном итоге не может не отразиться отрицательно на результатах самой работы. Кроме того, необходимо отметить, что торговая инспекция Наркомторга полностью загружена работой лишь в сезон заготовок масла (6—7 месяцев), тогда как производственная инспекция НКЗема по условиям и характеру работ загружена круглый год и может без особых затруднений выполнить функции обеих инспекций.
На основании вышеизложенного Наркомзем просит коллегию НК РКИ свое постановление от 14/1 о реорганизации молочно-масличных инспекций пересмотреть и вынести решение о слиянии торговой и производственной инспекции с передачей торговой инспекции, а также отпущенных на ее содержание средств и имеющееся у нее лабораторное оборудование Наркомзему.
Таким образом будет создан единый аппарат по обслуживанию нужд промышленного маслоделия, который сможет нести ответственность за порученное ему серьезное дело.
Нынешний же аппарат производственной инспекции при недостаточности штатных единиц, при отсутствии разъездных средств (на 1 инспектора приходится от 80 до 100 заводов вместо 25). Со своей задачей, как это предусмотрено положением ЭКОСО от 29/VII-26r., справиться не сможет.
Нарком земледелия [подпись неразборчива] Секретарь коллегии [подпись неразборчива]
ГАРФ, ф. А-406, оп. 8, д. 81, л. 91—93. Подлинник. Машинопись. Подписи — автографы. На л. 91 — штамп секретариата коллегии Наркомзема с датой исходящей регистрации. Там же — штамп НК РКИ с датой входящей регистрации.

456
1928 г.
№76
Докладная записка Сибмаслосоюза Сибкрайгосторгу о нарушениях в государственном кредитовании молочной кооперации
г. Новосибирск 10 февраля 1928 г.
Срочно
В СИБКРАЙГОСТОРГ Здесь
Копия: СибкрайРКИ
»       Сибкрайторготделу
К характеристике работы госмаслозаготовителей в 1927/28 гг.
Взаимоотношения госмаслозаготовителей с молкоопе-рацией и характер их заготовительной деятельности за первый квартал и часть января текущего хозяйственного года получили более резкое выражение, чем в прошлом году. Мы наблюдали и вынуждены были констатировать почти во всех районах: а) краткосрочное кредитование в виде выдачи авансов под будущее молоко-масло, б) молчаливое согласие или безразличное отношение к раздаче авансовых сумм населению на руки по числу коров и в) заключение договоров с маслоартелями на поставку масла против снабжения их сильными кормами.
Но предоставим обо всем этом говорить документам самих госзаготовителей или документам, составленным в объективной обстановке, исключающей в особенности субъективную оценку работников молкооперации.
I. Краткосрочное кредитование
а) Авансы маслоартелям выдаются, конечно, не открыто, но под разными более или менее благовидными предлогами и, так сказать, в легальной форме. Вот обязательство Боросвянской арт[ели] от 10/XI-27 г. Сибторгу в том, что (п. 1) артель 10/XI взяла в Сибторге разных принадлежностей на 500 рубл[ей] в кредит на срок до l/IV-28r. При очередной же союзной ревизии артели оказалось, что в данном случае никаких принадлежностей в артели

1928 г
457
не было, но только значилось на приходе в книгах получение от Сибторга 500 рубл[ей] наличными деньгами; об этом председатель маслоартели был вынужден выдать ревизору соответствующую справку от 29/Х11-27г., засвидетельствованную в сельсовете.
б) При очередном ревизионном обследовании Никольской м[асло]арт[ели] установлено, что 3/ХП-27г. пред-правления артели было получено от Сибторга без документа, наличными деньгами 2000 рубл[ей], из них: 500 рубл[ей] на уплату за разные работы по новому заводу, а 1500 рубл[ей] специально для уплаты сельхозналога, следуемого с пайщиков артели.
в) При ревизии Преображенской м[асло]арт[ели] установлено, что 16/1-28 г. правлением артели получен аванс под масло в Сибторге в сумме 300 рубл[ей].
г) То же в Ботвинской м[асло]арт[ели] обнаружено, что имеется перерасход кассы в сумме 954 рубл[ей]; перерасход, оказалось, объясняется отсутствием проводки этой суммы по книгам артели, полученной авансом под масло в декабре 1927 г. от Сибторга.
Из случаев, отмеченных выше, следует, что агенты Сибторга, выдавая авансы и зная о запрещении выдачи авансов, «инструктировали» соответствующим образом своих клиентов-маслоартели, как спрятать концы от обязательной ревизии. Но такое «прятание» чревато последствиями в смысле большего простора для растрат и иных злоупотреблений со стороны руководителей маслоартелей. С этим обстоятельством при борьбе с растратами в нашей низовке нам приходилось сталкиваться многократно: упрятанные концы или приводили на скамью подсудимых по ошибке самих неопытных «упрятывателей», или кооперативные организации терпели ущерб. Но в общем и целом борьбе с растратами при таком «инструктировании» не всегда обеспечен успех.
д) Сумма последних соображений особую комиссию в составе: а) члена Евгашинского РИКа, б) заведующего Евгашинским отделением молсоюза и в) бухгалтера РИКа на основании удостоверения Евгашинского РИКа понудила с согласия завед[ующего] Евгашинским п[унктом] Сибторга гр. Захарова произвести поверку кассовых документов Евгашинского отделения Сибторга, причем оказалось, что имеются в делах следующие расписки:

458
1928 г.
1) Преображенской м [асло] арт[ели] на получение аванса от 16/1-28 г. - 300 р[уб].
2) Коршуновской »      »      » от 12/1-» — 1 ООО р[уб].
3) Ботвинской     «      »      » » 16/1-» —    957 р[уб].
4) Чернявской     »      »      »  » 28/XII-27 - 200 р[уб].
5) Казатовской     »       »      » » 20/XII-27 - 300 р[уб].
II. Куда идут авансы, полученные маслоартелями
Средства, полученные маслоартелями от госзаготовителей, частью идут, как мы видели выше, на уплату сельхозналога, но также распределяются между сдатчиками по коровному поголовью зажиточной части населения.
а) Камышенской маслоартелью, как устанавливает ревизионный акт от 21/Х-27г., получено от Ишимского отделения Маслогосторга 7/Х-27г. наличными деньгами 2500 рубл[ей], из которых роздано членам 1740 рублей по 5 рублей на имеющего корову.
6) Инструктор Оммолсоюза т. Пряхин, проводя отчетно-перевыборную кампанию в Черлакском РИКе, союзу доносит, что во всех артелях идет нарекание на молсоюз за то, что он не выдает денежных авансов якобы на поддержание скота, тогда как Черлакское отделение Сибторга выдает и будет выдавать эти авансы: все артели готовят списки членов на получение этих ссуд. Конечно это донесение кооперативного инструктора, или как госзаготовители говорят, «заинтересованного лица». Но тем не менее: нет дыма без огня, а этот дым в виде нарекания на молсоюз, не выдающий авансы, разумеется, ест глаза всякому кооперативному работнику. Во всяком случае, факт подлежит поверке со стороны компетентных органов.
III. Кредитование сильными кормами под поставку масла
Система молочной кооперации распространение сильных кормов и внедрение их в обиход кормления молочного скота понимала и понимает как одно из мероприятий акрикультурного порядка.
Госмаслозаготовители, преследуя исключительно коммерческие цели, т.е. заготовку возможно большего количества масла, на всякие подобные мероприятия смотрят как на навязанную им регулированием повинность. Отсюда — отпущенные им сильные корма пускают в коммерческий оборот для усиления своих заготовок, так как по-

1928 г.
459
требление сильных кормов, благодаря проведенным мол-кооперацией разъяснительным кампаниям, среди населения в настоящее время очень популярно.
а) Согласно обязательства от 10/ХП-27г. Суховская м[асло]арт[ель] обязуется перед Сибторгом за полученные от него для кормления скота льняные жмыхи и отруби на сумму 777 рубл[ей] поставить масла 4095 кг (250 пуд. по 20 рубл[ей] п[уд] = 5000 р[уб].) с длительным погашением этого кормового аванса: только по 25 к[оп]. от каждого кило масла.
б) Ишимским отделением Маслогосторга 25/XI-27 г. выдан Тихвинской м[асло]артели аванс в размере 5500 рубл[ей] на приобретение сильных кормов. Деньги артель распределила по 5 рубл[ей] на корову, а от получения высланного Называевским отделением молсоюза 1 вагона отрубей отказалось, так как население полученные деньги предпочло употребить на другое — прогулять на самогоне. Молсоюз вынужден был отруби передать другой артели, уплатив за простой вагона.
в) Такая погоня за маслопродукцией при посредстве сильных кормов госзаготовителей, кое-где на местах поддерживается и органами регулирования. Так, протоколом №1 от 28/Т28г. совещания при Каменском окрторготде-ле (п. 2) постановлено: «Сибторгу предоставить право заключать договоры (по плану распространения сильных кормов) с теми маслоартелями, с которыми он не увязан в работе по заготовкам масла... Размер сдачи масла по этим договорам определить окр плану и окрторготделу». Практически дело обстояло так. Молсоюз, выполняя директивы, снабжал на 100% все артели как работающие с ним, так и с Сибторгом. Сибторг предпочитал действовать по-коммерчески, т.е. распространение кормов «при-задержал» с расчетом использовать их своевременно для маслозаготовок.
г) По сообщению Каиркульской маслоартели к ним в октябре 1927 г. прибыл заведующий Болыпе-Реченским отделением Сибторга и заявил, что Сибторг даст любой артели разных кормов под поставку масла. Артель соответствующий договор с Сибторгом подписала, обусловив поставить ему 25% своей маслопродукции, а также выдала вексель на 500 рубл[ей]. Но кормов на складах Сибторга тогда не оказалось, почему доверенный артели набрал

460
1928 г.
в Сибторге лишь разных товаров на 100 рубл[ей] (в Боль-ше-Реченском районе «Акорта» нет).
На основании изложенного и в целях установления здоровых взаимоотношений с кооперацией и ведения нормальной работы по заготовкам мы считаем необходимым требовать:
а) Привлечь к ответственности и наложить соответствующее взыскание на виновных лиц, местных агентов госзаготовителей;
б) Произвести соответствующее дознание в тех случаях, где виновность этих лиц прямо и документально не установлена;
в) Расторгнуть все договоры, обусловленные: а) выдачей денежных авансов и б) поставкой масла против сильных кормов; причем денежные авансы должны быть покрыты немедленно деньгами же, но не поставкой масла, равным образом стоимость отпущенных сильных кормов должна быть также оплачена деньгами, но не маслом.
Об исполнении просим нас поставить в известность.
Председатель правления А.А. Тимпко Член правления В.Г. Топоров
ГАНО, ф. Р-659, on. 1, д. 480, л. 109-111. Подлинник. Машинопись. Подписи — автографы. На л. 109 в правом верхнем углу — рукописная помета: «т. Эйхе - лично».
№77
Докладная записка инструктора Маслоцентра А.Ф. Меринова1 правлению о результатах командировки в Сибирь и на Урал
г. Москва 13 марта 1928 г.
Цель командировки
1. Проработка вопроса в Сибмаслосоюзе об изменении методов экспортной работы на 1928 г.
2. Выяснение причин, влиявших на сокращение заготовок масла в I квартале 1927/28 гг. и принятие мер к усиленной отгрузке масла на экспорт.

3. Выяснение возможности заготовок и отгрузок на экспорт в 1928 г. второстепенных молочных продуктов: топленого масла, сыра и казеина.
Об изменении сбытовой работы.
Как известно, вопрос об изменении методов сбытовой работы на внешних рынках для 1928 г. во всем объеме был поставлен в связи с предложением Наркомторга СССР о подсортировке масла в Щовом] Порту по его качеству и сортности. Независимо от этого еще в прошлом году экспортным отделом Маслоцентра ставился вопрос об изменении системы отгрузок масла из Н[ово-го] Порта по заграничным аккредитивам в связи с отбраковкой масла контрольным комитетом. Предполагалось тогда производить отгрузку до Н[ового] Порта по внутренним аккредитивам (Госбанка), а затем под партии масла, готовые к экспорту и снабженные сертификатами контрольного комитета под складочные свидетельства или коносаменты, получать заграничные аккредитивы, и тем самым мы могли бы упростить значительно составление расчетов.
С 1926 года по договоренности Маслоцентра с Сибмас-лосоюзом заграничные аккредитивы в доле, падающей на систему сибирской молочной кооперации, переводятся заграничными банками в иностранной валюте непосредственно в Н[ово-] Сибирской краевой конторе Госбанка для перекредитования по периферии Сибмаслосо-
юза.
сл..
Областная контора Госбанка, имея свои корреспондентские счета в заграничных банках и получая непосредственно ежегодно солидные валютные суммы, по-видимому пользовалась от правления 1осбанка благодаря такой операции некоторыми льготами. И поэтому когда встал вопрос о переводе в Сибирь заграничных аккредитивов через правление Госбанка (через Москву), то сибирская краевая к[онто]ра Госбанка сильно возражала против такого изменения.
В этом году при возникновении вопроса о подсортировке партий масла в Щовом] Порту снова потребовалось обратиться за содействием в отношении изменения аккредитивных операций к сибирской краевой конторе Госбанка, так как только при условии отгрузок масла по внутренним аккредитивам до Н[ового] Порта возможно

462
1928 г.
осуществить в полной мере подсортировку масла, предлагаемую Наркомторгом СССР. После переговоров по указанному выше вопросу с администрацией краевой конторы Госбанка выяснилось, что последняя не пойдет на предложение об открытии аккредитивов через правление Госбанка, причем она мотивировала это тем, что привлечение иностранной валюты в СССР при существующем порядке открытия аккредитивов происходит быстрее, и что работа за эти годы у краевой конторы по аккредитивным операциям хорошо налажена и т.д.
Независимо от отрицательного решения администрации краевой конторы Госбанка при правлении Сибмаслосоюза была организована особая комиссия с моим участием, где подробно рассматривались проекты изменений методов работы и Маслоцентра и Сибмаслосоюза.
Решение этой комиссии было следующее:
1. Ввиду того, что опыта портовой подсортировки масла по качеству и сортности у Маслоцентра не имеется и что по сообщению наших заграничных контор портовая подсортировка масла, проводимая Маслогосторгом, в течение последних двух лет, не дала при реализации желательного эффекта и
2. Принимая во внимание возражения заграничных фирм против изменения существующего порядка выплаты аккредитивов, обусловленного заключенными договорами на 1928 год, а также нежелание фирм на введение единой марки для всего масла системы Сибмаслосоюза, а также Урала,
признать необходимым:
а) Оставить прежний порядок построения аккредитивных операций по всем финансовым и брокерским договорам, сделав упрощение в открытии аккредитивов таким образом, чтобы каждая заграничным фирма (брокер и МНБ) по каждому договору открыли в сезон 1928 года единый аккредитив, периодически пополняемый, сроком до отзыва с правом переаккредитования и увеличения или уменьшения выплаты за бочку.
б) В целях выявления результатов и целесообразности подсортировки масла при имеющемся согласии МНБ и Селосоюза в Берлине признать необходимым установить на 1928 г. подсортировку масла в Н[овом] Порту по договору с Московским народным банком.

1928 г.
463
в) Учитывая полученное согласие заграничных брокеров на производство расчетов за реализованное масло за границей попароходно и имея в виду при этом положении возможность упрощения расчетов, решено расчеты за проданное масло производить не подубликатно, а по-коносаментно. В целях достижения еще большего упрощения счетной работы Сибмаслосоюза с Маслоцентром признали желательным все бухгалтерские проводки по расчетам с Маслоцентром производить исключительно в итоговых цифрах укрупненных расчетов (о чем высказывала пожелание глав[ная] бухгалтерия Маслоцент-ра)2-
Более подробные решения об изменении экспортной работы на 1928 год видны из прилагаемого здесь в копии протокола заседания правления Сибмаслосоюза от 4 февраля 28 г. за №6-47 (см. прил.).
Причины, повлиявшие на недозаготовку масла в Сибири и на Урале в I кв. 1927/28 гг.
Мною в кратких письмах правлению освещались причины, повлиявшие на недозаготовку масла в I кв. 1927/ 28 гг. Здесь нелишне еще их повторить и остановиться на некоторых из них более подробно.
Основная причина слабых заготовок заключается в том, что:
1. Товарность крестьянского молочного хозяйства остается все еще очень низкой, а в I кв. с.г. особенно на понижение товарности влияли:
а) Уменьшение молочного стада во всех почти округах Сибирского края и Уральской области вследствие того, что кормовые условия были весьма неблагоприятны: недостаток грубых кормов и необеспеченность сильными кормами.
б) На усиление ликвидации скота оказали большое влияние мясные заготовки, которые не были увязаны с естественным приростом молочного стада по отдельным округам, а также несоответствие заготовительных цен в сортах мяса и на живой скот.
Количество убыли скота характеризуется следующими Цифрами по вывозу мяса из Сибирского края со ст[ан-ций] Омской и Томской жел[езных] дор[ог] (по данным ячейки содействия Хладоэкспорту при уполнаркомпути по Сибири).

464
1928 г.
Весь 1913 г. 1924/25 гг. 1925/26 гг. 1926/27 гг. 1927/28 гг. I кв.
январь
10 дн. февр.
32 773 тонны 9665
20 126
33 500
2000 тыс. пуд.
590 » 1250 » 2044   »
31 030
(1900 тыс. пуд.) 13 688 (835 » »)
508 ( 31 » ») 2766
В % к 1913 г.
100%
29,5
61,4
102,2
138,3%
Следовательно, за 4 месяца и 10 дней 1927/28 гг. было ввезено из Сибири на 36,1% больше мяса, чем за весь 1926/27 год.
Увеличение мясных заготовок в I кв. 1927/28 гг. по сравнению с I кв. прошлых лет произошло также и в Уральской области. По данным статистического отдела Урал-облмолсоюза заготовки выражаются в следующих цифрах (в пудах):
1925/26 гг. 1926/27 гг. 1927/28 гг.        В %
к 1926/27 гг.
I кварт.   321.531       403.942       798.734 197,7
По сообщению работников Уралоблмолсоюза фактические заготовки мяса в I кварт, с.г. являются преуменьшенными, так как параллельно с основными заготовителями мяса заготовку вели частники, количество заготовок которых не учтено. Насколько велико было предложение мяса на Урале, видно из того, что в некоторых районах крестьяне продавали мясо ниже установленных конвенционных цен до 10%.
По Сибирскому краю, кроме основных заготовителей, отгрузивших за 4 мес. и 10 дн. 2766 тыс. пудов, вели заготовку мяса также частники; затем нужно учесть потребление городов и самого населения.
Таким образом, общий убой скота по Сибири по сравнению с прошлым годом увеличился очень сильно.
Касаясь заготовительных цен на мясо, нужно отметить, что при определении в этом году цен на I, II и III сорта мяса (в Сибири) по сравнению с довоенным временем (1913 г.) не было сделано соответствующей градации между сортами, а именно:

1928 г.
465
в 1913 г.
I сорт расценивался 2 р[уб]. 40 к[оп]. — 2 р[уб]. 50 к[оп]. П и III »     1 р[уб]. 40 к[оп]. - 1 р[уб]. 50 к[оп].
в 1927/28 гг.
I сорт      » 4 р[уб].
II и III » 3 р[уб]. 40 к[оп]. - 3 р[уб]. 50 к[оп]. Имея в виду, что дойный скот преимущественно относится к низким сортам мяса, мы имеем, что за тушу коровы весом в 6 пудов в довоенное время и теперь крестьянин получает:
1913 г.        6 п[удов] х 1-50 = 9 руб.
1927/28 гг. 6 п[удов] х 3-60 = 21 р[уб]. 60 к[оп]. - плюс 140%
тогда как за мясной скот I сорта он получал и получает:
1913г.       6 п[удов] х 2-50 = 15 р[уб].
1927/28 гг. 6 п[удов] х 4 = 24 р[уб]. - плюс 60%
Это показывает, что реализация скота на мясо сделалась наиболее выгодна за счет низкосортного в мясном отношении скота (дойного), где повышение достигнет 140%, а наименее выгодна при чисто мясном скоте, где сопоставление ценности его с молочным продуктом — маслом таково:
1913 г. 1927/28 гг. %
к 1913 году
1) Мясо I сорта 15 р[уб].      24 р[уб]. + 60
за тушу
2) Масло 13р[уб].      20р[уб]. + 54
3) Мясо II и III сорта     9 р[уб].        21-60 + 140
Как велик % убоя молочных коров, можно видеть из сведений Сибсельскосоюза, которые показывают, что на двух боенских пунктах Каменского округа из 8200 забитых голов убито 630 стельных коров в последнем периоде стельности.
На ликвидацию крупного рогатого скота оказало отчасти влияние несоответствие размера налога на крупный рогатый скот и мелкий: овцы, свиньи и т.д. В некоторых районах (Барнаульский и Рубцовский) возросло стадо овец (сообщение председателя Барнаульского союза).
Все вышеотмеченное относительно усиленной ликвидации скота подтверждает, что в 1927/28 гг. не только не будет прироста дойного скота, но несомненно произой

466
1928 г.
дет количественное уменьшение последнего, а это повлечет за собой неизбежно уменьшение выхода товарного масла.
В качестве справки можно привести здесь сведения о количестве коров у членов-сдатчиков Ишимского союза:
в 1926/27 гг. к январю было - 115 ООО
« 1927/28 гг.    « стало - 103 ООО
(Цифры получены в Уралоблмаслосоюзе, но требуют еще проверки).
К другим причинам, повлиявшим на уменьшение заготовок масла основными заготовителями в I квартале с.г. можно отнести:
а) развитие зернового хозяйства в таких округах, как Барнаульский, Рубцовский, Славгородский;
б) недостаточный завоз промышленных товаров именно в I кв., а там, где он был, выдавался только сдатчикам хлеба (из речи Смирнова — Бийск);
в) усиленное потребление молока в самом крестьянском хозяйстве и отпуск масла из заводов членам артели (в некоторых артелях отпуск достигал до 12% общей годовой выработки);
г) усилившаяся в некоторых округах работа частника (скупка масла в артелях и выработка ими сыров, Омский, Барабинский районы);
д) замедление в ряде округов открытия маслозаводов вследствие запрещения в связи с хлебозаготовками кредитования артелей припасами и материалами и сильными кормами.
На замедление пуска заводов осенью оказали влияние регламентированные цены за молоко, а также задержка иногда артельных денег в строительстве заводов и нерасчет за молоко по 2—3 месяца (из речи Ворошцова — Камень).
е) Некоторое влияние на занос молока на заводы оказали цены на масло I квар[тала], каковые цены нужно, по моему мнению, устанавливать осенью более высокие, что могло бы стимулировать переход к зимнему отелу.
ж) Существенное значение на уменьшение заносов молока на маслозаводы, а также и на сдачу хлеба в I квартале имели, кроме заготовок мяса, заготовки сырья, пушнины и других второстепенных товаров, цены на Которые держались высокие,

1928 г.
467
например,
шкуры собак, штука —  3 р[уб]. — 3 р[уб]. 50 к[оп].
»      кошки    »    —   1 р[уб]. водяных крыс и т.д. — 25 коп.
з) Отражается на заносах молока появившаяся на коровах болезнь ящура (Ишимский округ). Отел коров в этом году во многих районах также запаздывает.
и) Наряду с вышеотмеченными причинами, нельзя не отметить здесь и такого печального явления, что укрупнение артелей иногда проводится вне учета экономической заинтересованности населения и мелкие артели не соглашаются закрывать свои заводы, хотя бы у них и оплачивалось молоко более низкими ценами (из речи председателя Тарского союза Хмельницкого и Рубцовского — Вовенко). Это связано, по-видимому, главным образом с дальностью расстояния между селами и большими расходами по доставке сливок.
Кроме того, мешает еще и внеплановая работа госзаготовителей в строительстве заводов и вообще их «вклинивание» в восстановленческую и всякую иную деятельность молочной кооперации.
Для того чтобы устранить все отмеченные выше неблагоприятные моменты, влияющие на успешность заготовок масла и на выполнение экспортных планов, необходимо провести ряд мероприятий как самой кооперации, так и органами власти. Соответствующие предложения, способствующие усилению заготовок, сделаны правлением Сибмаслосоюза местным краевым органам. В частности, необходима поддержка Сибмаслосоюзу и Урал-облмолсоюзу со стороны правления Маслоцентра в следующем:
1. Ассигнования полностью, согласно планов на 1927/ 28 гг., восстановленческих кредитов.
2. Поддержки по обеспечению районных союзов, согласно их заявок, сильными кормами.
3. Проведения экономического регулирования частника при заготовках молочных продуктов.
4. Обеспечения клепкой, пергаментом, посудой и др. припасами для маслоделия.
5. Обеспечения безубыточности экспортных операций и оставления заготовительных цен во всех экспортных районах на уровне 1926/27 гг.

468
1928 г.
6. Постановки вопроса в правительственных органах об увязке госорганов в их хозяйственной работе в области маслоделия не с артелями, а с районными союзами и т.д.
К основным и первоочередным мероприятиям, способствующим поднятию товарности молочного хозяйства в экспортных районах, необходимо, конечно, отнести агрикультурно-зоотехнические мероприятия, так как только при рациональном содержании молочного скота мы сможем постепенно увеличивать удойность сибирской коровы и, следовательно, повысить заносы молока на маслозаводы не за счет количества скота, а, в первую очередь, за счет качества. На агрикультурный фронт должны быть брошены достаточные силы и средства всей системы Маслоцентра, а также необходимо ходатайствовать перед правительством об ассигновании на это дело средств из госбюджета.
Заготовки масла по Сибири за время с 1-го октября по 1-е марта, т.е. за 5 месяцев, в 1926/27 и 1927/28 выразились в следующих цифрах (в тысячах пудов).
План Н[ар-комтор]га
Сибмаслосоюзу
Выполнение
Госторг, орган.
I квартал
Январь
1926/ 27 гг.
123,2
74,1 197,3
1927/ 28 гг.
%к (19126/1
27гг.
182,£ 130.С
62,3 192,5
1927
105,6
84,1 97,6
48,7
23,9 72,6
1928
76,9 43,0
18,8 61,8
88,3
78,6 85,1
Февраль
1927
67,4
24,2 91,6
1928
%к Г19]27г.
96,2 66,6
23,5 90,1
98,8
97,1 98,3
Итого за 5 месяцев
1927
239,2
122,2 361,4
1928
239,7
104,3 344,0
В % к 27 году
План
Н[аркомтор]га
100%
Выполнение   85,5% 95,2
Удельный вес молочной кооперации
66,2    69,7

1928 г.
469
План Наркомторга за 5 месяцев по Сибири, следовательно, выполнен:
Сибмаслосоюзом из 355 940 выполнено] 239,7 67,3 Сибкрайгосторгом 125 060 выполнено]    104,3    83,4
481,0 344,0 71,5%
По Уралу заготовки по 1-е февраля, т.е. за 4 месяца в 1927 и 1928 г. выразились в следующих количествах (пуд.):

За 4 месяца
В % к 27 г
План Нар[комтор]га 
1927 г.
1928 г. 
за 4 м[ес]. 1927/
28 г.
% выполнения
Уралоблмаслосоюз
23 168
31 978
138,1
35 300
90,6
Госторг
12 566
17 418
138,6
17 500
100%

35 734
49 396
138,2
52 800
93,5
Удельный вес кооп
.   65,1
64,7



Заготовки масла по системе Маслоцентра в Сибири как в абсолютных цифрах, так и по удельному весу за 5 месяцев усилились за счет Госторга, на Урале же удельный вес в заготовках кооперации падает за счет усиления Госторга.
Отгрузки на экспорт из Сибири в январе и феврале согласно планов Наркомторга, были выполнены полностью за счет сокращения отгрузок на центральные и внутренние рынки. Перспективы заготовок на март являются, благодаря отмеченным выше причинам, недостаточно благоприятными и выразятся, по моему мнению, примерно на 80% от плана Наркомторга.
Заготовка на экспорт второстепенных молочных пР°Дуктов.
Вопрос о возможности заготовки и экспорта второстепенных молочных продуктов обсуждался в особой комиссии при правлении Сибмаслосоюза при моем участии.
В результате работы было отмечено, что главной ста

470
1928 г.
тьей второстепенного экспорта может явиться в Сибири казеин. В 1927/28 гг. на экспорт будет приготовлено около 3.000 пудов из общего производства в 10.000 пудов. Казеин главным образом вырабатывается в Бийском союзе. Расширение производства казеина зависит в первую очередь от ассигнования средств на оборудование заводов и особенно паровых сушилок3.
В Бийском союзе при некоторых механизированных заводах производство казеина можно увеличить в два раза. (Заявление члена правления А.Г. Воледт).
В настоящее время выработка казеина производится главным образом при центральных заводах, но если при них оборудовать паровые сушилки (лучше заграничные), то казеин можно будет вырабатывать при сливочных отделениях или на мелких маслозаводах и затем в необработанном окончательно виде (калье) доставлять на просушку и окончательную обработку на центральный завод. В отношении сыров имеется согласованность с Сибмасло-союзом и Бийским союзом на выработку пробных партий «чеддера» от 1000 до 2000 пудов. Сыр предполагается отправить на экспорт в IV квартале.
Топленое масло, согласно решения ноябрьского планово-сбытового совещания при Маслоцентре, Сибмаслосо-юзом в количестве 3000 пудов отправлено будет на экспорт также в IV квартале с.г.
По системе Уралоблмолсоюза второстепенный экспорт выразится главным образом отгрузкой казеина, предусмотренного планами в размере 7000 пудов. Выработка сыра на Урале поставлена неудовлетворительно и поэтому экспортировать сыр из этого района в предстоящем сезоне не придется.
Механизированные маслозаводы.
Пользуясь командировкой в Сибирь, я побывал на нескольких механизированных укрупненных маслозаводах в Бийском районе. В числе осмотренных заводов были два типовых завода, один Алтайский, выстроенный Бийским союзом, и второй — Смоленский, выстроенный Госторгом (начат Аркосом еще в 1924 г.). Алтайский завод комбинированный, на нем можно варить и сыр. За 1927 г. переработано молока на масло 76 893 пуда и на сыр — 24 731 пуд — всего 101 624 пуда. Стоимость завода определяется в 107 000 рублей, в том числе постройки

1928 г.
471
83 ООО руб. и оборудование 25 ООО рублей. Завод в общем производит хорошее впечатление, за исключением некоторых несущественных дефектов в постройке (кирпичные печи вместо парового отопления), низкие потолки, благодаря чему трудно было установить квасильные чаны и холодильники для сливок, оборудование на заводе исключительно Бергедорфского завода (Астра), машины все солидны и находятся в порядке. Алтайский завод, безусловно, имеет под собой экономическую базу, о чем можно судить по тому, что за 1 пуд молока в 1927 г. выдано сдатчикам по 87 копеек.
Смоленский завод (Госторга) оборудован машинами шведского о[бщест]ва «Балтик», каковые машины, по моему мнению, в качественном отношении значительно уступают «Астра» (Бергедорфского завода).
Общая стоимость завода достигает 78 223 руб., в том числе постройки — 43 179 руб. и оборудования — 35 044 руб.
Смоленский завод является характерным в отношении того, как Госторг вообще ведет строительство маслозаводов без достаточно полного экономического обследования, без участия самого кооперированного населения и без согласования этой работы с районными союзами.
Вот цифры о хозяйственной работе завода за 1927 год:
1. В районе Смоленской артели — 8778 коров.
2. Кооперировано 18% хозяйств и по коровности — 25,5%.
3. Занос молока на корову — 6 пудов.
4. Переработано молока — 53 924 пуда.
5. Выход — 23 пуд. (молока на 1 п[уд] масла).
6. Молоко по договору с Госторгом от 18/VI-27r. расценивалось 4% от стоимости 1 п[уда] масла или 80 копеек за пуд.
7. Стоимость выработки 1 пуда масла — 8 руб.
8. Убыток приблизительно 10 079 р[уб]. 59 к[оп]. ложится около 18 к[оп]. с пуда молока.
(Из акта ревизии от 2 декабря 27 г. инструкторов Гос-торга и Бийского союза).
В настоящее время ведутся переговоры Госторга с артелью о передаче ей завода в полную эксплуатацию. Правление Бийского союза соглашается утвердить передачу завода при условии уценки Смоленского завода Гостор

472
1928 г.
гом на 50%. Такие факты, по-видимому, будут встречаться и в других районах.
Насколько рентабельны вообще вновь строящиеся механизированные заводы, можно судить по данным, приведенным в особой ведомости, приложенной к сему (ведомость составлена Сибмаслосоюзом по предварительным данным, а по Омскому союзу — на основании личных сообщений председателя союза тов. Клетчака).
В заключение я должен отметить, что в отношении строительства новых заводов и ремонта старых системой Сибмаслосоюза проделана в общем огромная работа. В некоторых союзах, например в Бийском, из 177 существующих маслодельных и сыроваренных заводов построено новых 105 (по преимуществу маслодельных). Интенсивное строительство идет также в Омском, Ново-Сибирском и Рубцовском союзах.
Работа в экспортных районах по переустройству заводов несомненно имеет огромные положительные результаты для развития всего нашего маслоделия.
В части улучшения качества масла мы уже имеем достижения в отчетном хозяйственном году. Реализация нашего масла за границей прошла весьма успешно и цены были выручены по отношению к датскому по сравнению с 1925/26 годом на 4,6% выше. При стабильности цен датского масла сибирское повысилось в 1927 г. на 7%.
А. Меринов
РГАЭ, ф. 4110, on. 1, д. 176, л. 1—12. Подлинник. Машинопись. Подпись — автограф. На л. 1 в правом верхнем углу — авторская помета: «В.В. Смолину».
1 А.Ф. Меринов являлся в 1917—1920 гг. председателем Алтайского союза кооперативов. В начале 1920 г. арестован органами ВЧК по обвинению в спекуляции кооперативными товарами, что не подтвердилось. В дальнейшем работал на руководящих должностях в маслодельной кооперации. В 1932 г. издал книгу по маслоделию.
2 Слева на полях рукописная помета: «Можно проверить?».
3 Слева на полях рукописная помета: «Получены ли деньги на казеин».

1928 г.
473
№78
Постановление бюро Сибкрайкома ВКП(б) «О взаимоотношениях Сибмаслосоюза и молсоюзов с Сибкрайгосторгом в маслозаготовительных районах»
г. Новосибирск 30 марта 1928 г.
В целях дальнейшего повышения темпа развития молочного хозяйства края и усиления коллективных начал, наиболее рационального использования затрачиваемых на развитие маслоделия капиталовложений на основе плановости работы, улучшения агрообслуживания маслодельных районов, устранения неувязок в работе молсоюзов и Сибкрайгосторга признать необходимым установить следующие основные положения:
1. Закрепить целиком за молсоюзами маслозаготовки в Барнаульском, Новосибирском, Рубцовском и Каменском округах с соответствующим увеличением удельного веса Сибкрайгосторга в остальных 5 западных округах.
2. На основе установленного для Сибкрайгосторга среднесибирского удельного веса в маслозаготовках для 1927— 28 гг. в 26% закрепить за ним в остальных 5 западных округах соответствующее] количество артелей на 5 лет. Распределение артелей между молсоюзом и Сибкрайгосторгом должно быть произведено местными органами не позднее 1 мая с учетом существующих договоров между маслоартелями и Сибкрайгосторгом.
3. В воет [очных] округах предоставить Сибкрайгостор-гу сроком на 10 лет осуществление 50% в среднем краевой программы по развитию маслоделия в этих округах. Обязать местные организации не позднее 20 апреля выделить Сибкрайгосторгу соответствующее количество районов, равноценных по обеспечению молочн[ым] скотом. Обязать т. Зуева и фр [акцию] Сибмаслосоюза не позднее 15 мая представить пятилетний план мероприятий, обеспечивающих соответствующие капиталовложения.
Ежегодно план этот должен быть корректирован в соответствии со средствами, отпускаемыми на его осуществление каждой организацией.
4. Поручить тов. Харламову, Злобину, Хронину прора-

474
1928 г.
ботать вопрос о порядке взаиморасчетов между Сибмас-лосоюзом и Сибкрайгосторгом, вытекающих из вновь принятого распределения районов между ними.
5. Вносимые Сибкрайгосторгом капиталы Сибкрайсель-банк на строительство маслозаводов включаются в общий целевой кредит на финансирование этого строительства. Расходование целевого кредита производится по утвержденному плану строительства пропорционально внесенному капиталу.
6. Наблюдение за правильным использованием маслоартелями средств и руководства строительством заводов возлагается соответственно на молсоюз и Сибкрайгос-торг.
7. Обязать Сибкрайгосторг построить в тек[ущем] году три казеиновых завода, согласовав с Сибкрайземом место и тип этих заводов.
8. Возложить на Сибкрайгосторг обязательство по участию в агрикультурной работе путем отпуска средств на содержание в районах деятельности Сибкрайгосторга агрономического персонала не менее трех на округ, обслуживающего производственно-технические нужды по увеличению продуктивности молочного скота данного района. Работа агрономического персонала, приглашаемого СибкрайЗУ на средства Сибкрайгосторга, ведется по планам Сибкрайзема в контакте с Сибкрайгосторгом.
9. Возложить на Крайгосторг обязательства участия в расходах по массовой организационной работе в западных округах.
10. Все неоконченные постройки м [асло] заводов в оставляемых Госторгом округах обязан закончить Госторг в строительный сезон 1927—28 гг.
ГАНО, ф. П-2, оп. 4, д. 25, л. 121—122. Незаверенная копия того времени. Машинопись. Воспроизведено на множительной технике. Постановление аналогичного содержания принял президиум Сибкрайисполкома 11 апреля 1928 г. (там же, ф. Р-47, on. 1, д. 608, л. 54-55).

1928 г.
475
№ 79
Из протокола заседания VIII сессии Совета Сибмаслосоюза
г. Новосибирск 5—8 апреля 1928 г.
<...>1
ПОСТАНОВИЛИ:
Заслушав доклад правления об очередных задачах молкооперации, VIII сессия Совета, в соответствии с выдвинутыми XV партсъездом задачами и решениями правительства о коллективизации сельского хозяйства, постановляет:
1. Основное внимание в дальнейшей работе молкооперации и всех ее звеньев должно быть направлено в сторону коллективизации как основного пути переустройства мелкого индивидуального крестьянского молочного хозяйства в крупно-коллективное.
2. Расширяя кооперирование всей основной массы крестьянских хозяйств, взять решительный курс на охват в первую очередь бедноты.
3. Работа молочной кооперации по коллективизации молочного хозяйства должна протекать по двум линиям:
а) по линии углубления производственного кооперирования и перехода к высшим формам коллективизации внутри самой системы;
б) усиления связи с существующими колхозами и ускорения охвата молкооперацией их обслуживания.
4. Основной организационной ячейкой и в дальнейшем остается маслоартель, которая осуществляет организационное руководство мероприятиями производственного кооперирования и коллективизацией, тесно увязывая их с артельным маслозаводом как организационным и производственным центром обобществления молочного хозяйства деревни.
Организационной формой коллективизации должны быть объединения по содержанию скота:
а) коллективные скотные дворы как организаторы коллективизации хозяйств бедноты и середняка с обобществленным скотом, коллективным трудом по уходу за ним, коллективным производством корма и кормоснаб-жением;

476
1928 г.
б) для большего охвата производственным кооперированием скота и его продукции, наряду с коллективными скотными дворами, могут организовываться (в качестве опыта) кооперативные скотные дворы (без обобществления скота и ухода за ним);
в) организация простейших видов объединений типа различных с [ельско]хозяйственных кооперативных товариществ (кооперативные телятники, коллективные племенные рассадники, коллективное использование лугов и пастбищ, т[оварище]ства по кормодобыванию и друг[ие]).
5. Кормовой вопрос, как база развития промышленного молочного хозяйства, в работе молкооперации должен быть поставлен в центре внимания. В разрешение этого вопроса должны быть втянуты широкие крестьянские массы, охваченные молкооперацией и в первую очередь беднота. Весенняя с [ельско]хозяйственная] кампания должна явиться переломным моментом в практическом разрешении кормового вопроса. Для этого необходимо разработать конкретный план мероприятий по обеспечению кормами молочного скота, причем этот план должен быть конкретно построен, с расчетом, чтобы каждая артель и кооперативное крестьянское хозяйство добились максимального расширения кормовой площади (посева трав и корнеплодов).
6. Работа с существующими колхозами должна идти по линии:
а) установления прочных организационно-агрикультурных и хозяйственных связей в порядке членства колхозов в артелях со сдачей молока на кооперативные маслозаводы, с установлением наибольших для них преимуществ;
б) большего обслуживания их по линии общего развития молочного животноводства и племенного дела, в особенности в районах развитого молочного хозяйства, придания им специального молочно-животноводческого уклона и специализации их как основных специальных коллективных хозяйств молочно-животноводческого типа.
7. С усилением работы по производственному кооперированию и коллективизации система молкооперации не должна ослаблять внимания к делу дальнейшего ук

1928 г.
477
репления и улучшения работы существующих простейших форм производственного кооперирования в виде контрольных т[оварищест]в, бычьих т[оварищест]в, артельных случных пунктов, кооперативных племрассадников и пр., а также не ослаблять принципа специализации как основы построения молкооперации и развития всего молочного хозяйства.
8. Дальнейшее развитие и коллективизация молочного хозяйства не могут быть отделены от коренных мероприятий по землеустройству. Поэтому молочная кооперация должна принять активное участие в проведении землеустройства, обеспечивая интересы развития молочного хозяйства, и рассматривать свое участие в нем как новую прямую задачу в повседневной своей работе.
9. Сессия Совета считает, что землеустройство и землепользование должны содействовать:
а) дальнейшей специализации районов молочного животноводства и б) повышению товарности крестьянского хозяйства и производственному кооперированию и коллективизации крестьянского хозяйства в целом.
10. Молочная кооперация, кооперируя по-прежнему все слои деревни, охватывая и подчиняя своему влиянию как производство продукции, так и развитие молочного хозяйства всей деревни в целом, должна всемерно углубить работу по изоляции кулацких и зажиточных элементов в низовом звене системы молкооперации, обеспечивая руководство органами управления полностью за бед-няцко-середняцкими слоями деревни, оказывая полное содействие работе групп бедноты, осуществляя через них сплочение бедноты с середняком против кулацких элементов и кулацких влияний на работу артелей.
11. Все коллективные формы производственного кооперирования, в отличие от обычных форм кооперирования, переработки и сбыта молочных продуктов, должны обслуживать исключительно бедняцкие и середняцкие слои деревни.
12. В связи с выявившейся недостаточной успешностью работы по созданию и правильному использованию фондов бедноты, обеспечивающих проведение классовой политики в молочной кооперации и организацию бедноты, обязать все звенья системы молкооперации и, в первую очередь, союзный инструктаж и органы управления

478
1928 г.
артелей, добиться решительного перелома в работе по образованию фондов и правильному и полному использованию их на кооперирование бедноты.
13. Учитывая сложность задач по углублению производственного кооперирования и коллективизации молочного хозяйства, а также недостаточную подготовленность кадров инструктажа и актива молкооперации к осуществлению поставленных задач, поручить правлению разработать ряд мероприятий как по переподготовке наличных работников по системе молкооперации, так и по выдвижению и подготовке новых. Считать необходимым, чтобы с будущего учебного года в молочных школах (Каннской) и сельскохозяйственных] техникумах (Новосибирском) был введен курс по коллективизации сельского] хозяйства.
14. В соответствии с вышеизложенными положениями сессия Совета поручает правлению разработать конкретный план мероприятий по углублению производственного кооперирования и коллективизации молочного хозяйства в крае.
ГАНО, ф. Р-291,оп. 1,д. 17, л. 11—14. Незаверенная копия того времени. Машинопись. Воспроизведено на множительной технике.
1 Опущена начальная часть документа с составом присутствующих на заседании и перечнем обсуждаемых вопросов (л. 4-9).
№80
Выписка из протокола заседания президиума Сибкрайисполкома о плане строительства маслозаводов в Сибири на 1927/28 гг.
г. Новосибирск 11 апреля 1928 г.
5. Доклад крайЗУ и заключение крайплана о плане строительства в 1927—28 гг. маслозаводов (д [окладчик] от крайЗУ т. Степаненко). № 26-4.
1. Общую сумму капиталовложений на строительство в

1928 г.
479
1927/28 гг. по маслоделию и сыроварению определить в 7104,6 тыс. рублей с распределением этой суммы за счет Россельбанка — 2300 т[ыс]. р[уб]., Сибкрайсельбанка — 1600 т[ыс]. р[уб]., Сибкрайгосторга — 2204,6 т[ыс]. р[уб]., Сибмаслосоюза — 1000 т[ыс]. р[уб].
Довести до сведения Совнаркома РСФСР, что, несмотря на его постановление от 22/VII-1927 г., Россельбанк до сего времени не обеспечил Сибкрай соответствующими кредитами на восстановление и реконструкцию маслоделия, и просить СНК воздействовать на Россельбанк о скорейшем выполнении указанной директивы.
2. Из общей суммы 7104,6 т[ыс]. р[уб]. выделить:
а) краткосрочных кредитов на припасы и материалы маслоделия и сыроварения 1100 т[ыс]. р[уб]., поручив крайплану в 3-х-дневный срок утвердить календарный план реализации этой суммы с уточнением размера средств, выдаваемых непосредственно молартелям;
б) долгосрочных 6046 т[ыс]. рублей.
3. Долгосрочные кредиты распределить:
а) на строительство, ремонт и оборудование маслозаводов западных районов 5074,85 тыс. рублей;
б) на строительство, ремонт и оборудование маслозаводов восточных районов 791 т[ыс]. р[уб].;
в) на развитие казеинового производства 138,75 тыс. рублей.
4. План строительства маслозаводов в западных маслодельных районах с разверсткой по округам принять, определив сумму затрат по линии молкооперации и Сибкрайсельбанка в 2428,1 тыс. рублей и по линии Сибкрайгосторга — 2646,75 тыс. р[уб].
ГАНО, ф. Р-291, on. 1, д. 393, л. 34. Заверенная копия того времени. Машинопись. В деле имеется объяснительная записка к плану строительства маслозаводов с расшифровкой источников финансирования и распределения денежных средств по округам Сибкрая (там же, л. 35—36).

480
1928 г.
№81
Из докладной записки Тарского окружкома ВКП(б) в Сибкрайком «О состоянии кооперативных окружных аппаратов потребительской, сельскохозяйственной и молочной кооперации и их руководящих кадрах»
г. Новосибирск 25 мая 1928 г.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДЯЩИХ
КАДРОВ
Состав руководящих работников всех 3-х видов кооперации по отдельным группам работников имеет следующую партийную и рабочую прослойку:
Группы
Все-
По партийности
По социальному положению
работников
го
коммунистов]
комсомольцев]
б[ес]пар-т[ийных]
рабочих
крестьян
служащих
прочих


абс.
в%
абс.
в%
абс.
в%
абс.
в%
абс.
в%
абс.
в%
абс.
в%
1. Члены
СО
6
67,0
со
33,0
1
11,0
1
11,0
7
78,0
правлений II. Зав.
СО
1
33,0


2
67,0



_
со
100
_
_
отделами
III. Ин-
24
8
33,3
2
8,3
14
58,4
со
12,5

_
21
97,5
_
_
структора IV. Спе-
12


1
8,5
11
91,5




12
100
_
_
циалисты Итого
48
15
31,25
со
6,25
30
62,5
4
8,30
1
2,30
43
89,4
Незначительная цифра зав. отделами по отношению ко всему кадру ответственных работников — 3 к 48 — объясняется тем, что по Потребсоюзу и Сельскосоюзу из числа зав. отделами 4 человека являются членами правлений, по группе которых они и показаны.
Из приведенной таблицы видно, что состав ответработников по наличию в нем коммунистической прослойки достаточно удовлетворителен в группе членов правлений (67%), удовлетворителен в группе зав. отделами (33%), при абсолютном отсутствии выходцев из других партий и две последние группы инструкторов и специалистов, несмотря на наличие в первой партийно-комсо

1928 г.
481
мольской прослойки в 41,6%, во второй совершенно отсутствует, требуют еще значительного увеличения удельного веса коммунистов.
Рабочая прослойка во всех группах ответработников крайне незначительна (4 чел. из 48). Так, в группе членов правлений, рабочих (по соц. положению) — 11,0, в группе инструкторов — 12,5, остальные две группы на 100% состоят из служащих.
Среди отдельных групп работников имеется незначительное число бывших офицеров: 1) в группе членов правлений 1 быв[ший] офицер, 1 урядник — Потребсоюз и 2) в группе инструкторов 2 офицера (Молсоюз). К общему числу ответственных работников быв[шие] офицеры составляют 8,3%.
Касаясь общеобразовательной и практической подготовки кадров ответработников необходимо отметить, что больший % к общему числу ответработников падает на работников с низшим образованием (62,5), домашним (2,0) и со средним (35,5). По отдельным группам состав работников по общеобразовательной подготовке представляет из себя следующее:
Со средним образованием
1) Членов правления..........11%
2) Зав. отделами...................67%
3) Инструкторов..................33%
4) Специалистов..................50%
Таким образом, наибольший % работников со средним образованием падает на группы зав. отделами (67%) и специалистов (50%).
Лучшее положение с практической подготовкой, так, распределяя состав ответработников по стажу его практической кооперативной и руководящей работы, получаем:
1) Со стажем менее 1 года................. 4,2%
2) »       »     от 1 до 5 лет................41,7% и
3) »       »     от 5 и больше...............54,1%
Следовательно, по стажу практической работы имеющиеся кадры ответработников нужно признать удовлетворительными, так как число работников с практической подготовкой менее 1 года только 4,2% или 2 человека — 1 инструктор и 1 специалист, недавно принятые на работу.
16-3523

482_        1928 г._

Всего
Коммунистов
Рабочих
Крестьян

1) Ответственных
48 чел.
15 ч[чел.] или 31,25%
4 ч[ел]. — 8,30%
1 ч[ел]. — 2,30%

2) Технических
57 »
2  »  » 3,5%
1 ч[ел]. — 7%
4 ч[ел]. —
1,7%
3) Обслуживающих
ВСЕГО
12 » 111 чел.
17 ч[ел]. - 14,5%
6 ч[ел]. — 50%
11 ч[ел]. -9,4%
4 [чел.] — 9 ч[ел]. —
33% 7,6%
По наличию коммунистической прослойки наиболее удовлетворительной является группа ответственных -
В смысле укомплектованности работниками с продолжительным практическим стажем (от 3 лет и больше) наибольший % падает на группу членов правлений (89,0%) и наименьший — на группы зав. отделами и инструкторов (67,0%).
Останавливаясь на текучести ответработников, необходимо отметить, что общий % проработавших в данном учреждении менее 1 года терпим (20,8%). По отдельным группам наибольший % текучести наблюдается в группах зав. отделами и специалистов (33,0%) и наименьший — в группе членов правлений (11,0%). Текучесть все же значительная.
Таким образом, общее состояние кадра ответработников кооперативных организаций характеризуется: а) укомплектованностью работниками с достаточным практическим стажем как руководящей группы, так и среднего звена (зав. отделами, инструктора, специалисты); б) наличием среди них достаточной партийной прослойки, за исключением группы специалистов; в) крайне малым % рабочих и крестьян среди групп членов правлений и инструкторов и полным отсутствием их в группе зав. отделами и специалистов и г) все еще значительной текучестью в среднем звене кооп. кадров, зав. отделами и специалистов.
Общее состояние кооперативных аппаратов, а также отдельных групп работников в них (ответственных, технических, обслуживающих) по наличию коммунистической и рабочей прослойки видно из анализа следующих данных:

1928 г.
483
31,25%, в группе технических % коммунистов крайне малый — 3,5%, и в группе обслуживающих партпрослойка совсем отсутствует.
Рабочая прослойка в этих же группах работников дает обратную картину (см. таблицу).
Состояние отдельных аппаратов Потребсоюза, Сель-скосоюза и Молсоюза видно из следующей таблицы:
Аппараты
Все-
Наличие коммунистов
Наличие рабочих кр[есть]ян

го в аппарате
Всего ответственных]
Из них коммунистов],
i в%
Всего технических]
Из них комму[нистов], в%
Обслуживающих
Из них коммунистов, в%
Ответственных
Из них рабочих и крестьян, в %
I
Технических
Из них рабочих и кр[есть]ян, в %
Обслуж[ивающих]
Из них рабочих и кресть[ян], в %
1. Потреб-
45
11
36,0
32
3,0
см
11
9,0
32
3,0
см
50,0
союз
ч[ел]












II. Сель-
30
12
33,0
13
_
5
12
8,0
13
3,0
5
100,0
скосоюз
ч[ел]












III. Мол-
42
25
28,0
12
8,0
5
25
12,0
12
5
80,0
союз
ч[ел]












В части насыщенности отдельных аппаратов кооперации коммунистами лучшее положение имеется в Молсою-зе, так, к общему числу рабочих и служащих Молсоюза коммунистическая прослойка составляет 19,0%, в Сельскосоюзе— 13,0% ив Потребсоюзе — 12,0. Рабочих и крестьян в этих же аппаратах больший % в Сельскосоюзе — 33,0, Молсоюзе — 16,7, в Потребсоюзе — только 6,7%, принимая во внимание, что наибольшее число рабочих и крестьян имеется в группе обслуживающего персонала, % наличия рабочих и крестьян во всех аппаратах окружных союзов нужно считать недостаточным.
Общее состояние отдельных аппаратов кооперативных союзов характеризуется следующими моментами:
а) наличием достаточной партпрослойки среди ответственной группы работников Потребсоюза, Сельскосою-за и Молсоюза (больший % — 36,0 и меньший — 28,0);
б) незначительным % коммунистов в группе технических: Потребсоюз — 3,0, Молсоюз — 8,0 и совершенным
16*

484
1928 г.
отсутствием их в Сельскосоюзе и в группе обслуживающего персонала всех кооперативных союзов и
в) недостаточным % рабочих и крестьян в группе ответственных работников во всех к[ооп]союзах и почти полное отсутствие их в группе технических.
II. ГИБКОСТЬ КООПЕРАТИВНЫХ АППАРАТОВ В ДЕЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ДИРЕКТИВ
<...>'
МОЛКООПЕРАЦИЯ Выполнение маслозаготовок.
Выполнение плана маслозаготовок исключительно по линии Молсоюза поквартально шло следующим порядком:
За 1-й квартал выполнение выражается в 101,0%, т.е. из намеченного к выполнению 14 915 пуд. заготовлено 15 069 пуд.
Второй квартал и последующее время до половины мая дает недовыполнение плана, так, например: По Молсоюзу:
Намечено к выполнению на II квартал       23 550 пуд.
Выполнено 20 006 пуд. или 97,0%
За апрель месяц заготовлено     5585   »     »    32,0%
Из намеченного 17 270 пуд. и к половине мая м[асло]-заготовки выражаются в 15,21%.
Недовыполнение плана м[асло]заготовок по отделениям Молсоюза в течение апреля месяца выражалось в следующих данных: по Евгащинскому выполнено на 34,0%, по Болыпе-Реченскому - 32,0% и в Таре - 31,7%.
Таким образом, начиная со II квартала и по настоящее] время наблюдается катастрофическое снижение маслозаготовок. Основными причинами, влияющими на своевременную заготовку масла, надо считать бескормицу, в связи с этим значительный падеж скота и большой разлив рек, препятствующий своевременной доставке масла. Кроме того, необходимо отметить, что со стороны Молсоюза были недоучтены эти моменты, а отсюда несвоевременная дача директивы м [асло] артелям в части усиления м [асло]заготовок.
Касаясь строительства новых маслозаводов, по данным Молсоюза в текущем году приступлено к стройке 19 м [асло] заводов и предполагается к постройке еще 6 заводов.

1928 г.
485

No comments:

Post a Comment